18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

ТОП50-2019: Евгения Игнатушко

Начальник научно-просветительского отдела Волго-Вятского филиала ГЦСИ в составе РОСИЗО совместно с коллегами реализовала «Клуб «Вместе». Он стал первым большим инклюзивным проектом фонда «Культурная столица Поволжья» и Арсенала.

Музейная инклюзия возникает там, где происходит включение людей, у которых раньше не было такой возможности (пожилых людей, мигрантов), в процессы, проекты, события, доступные остальным посетителям музея. Но многие наши коллеги используют понятие «инклюзия» в более узком значении, как создание внутри доступной среды для людей с инвалидностью. Безусловно, любое устранение физических барьеров с помощью пандусов, лифтов, надписей на Брайле – это очень важно, но все это самая начальная ступень формирования инклюзивной среды. Инклюзия – это внутренняя способность человека принимать разное, другое, открытость другому человеку. И в этих отношениях не должно быть субъектов и объектов благотворительности или опеки. Инклюзия вообще не про благотворительность – она про включенность в общественный диалог, про равные возможности, горизонтальные отношения между всеми участниками.

История направления Арсенал. «Инклюзия» началась в 2013 году. Тогда мы впервые стали работать со слепыми и слабовидящими людьми. Вскоре после этого мы познакомились с руководителями регионального отделения общественной организации «Новые возможности» Владимиром Толмачевым и Наталией Носовой. Они пришли в Арсенал с предложением создать вместе с нами для их подопечных – людей с ментальными особенностями –  место для встреч и бесед об искусстве. На тот момент для нас это стало настоящим профессиональным вызовом, но мы решили попробовать.

Мы стали встречаться каждый месяц, вместе ходить на наши выставки, размышлять о том, что мы видим, чувствуем, о чем думаем рядом с произведениями современных художников. Это больше было похоже на дружеский разговор, а не на традиционную экскурсию. Этот метод мы очень любим за его эффективность. Только обсуждая увиденное с кем-то, ты получаешь возможность понять то, что сначала может показаться странным и сложным. Со временем наши беседы стали приносить первые плоды: ребята становились все смелее в коммуникации друг с другом и с нами, они все больше убеждались в том, что для нас ценность их мнений не пустые слова. Искусство же вновь подтверждало свой статус универсального языка, который способен объединить очень разных людей.

Любое дело требует развития. Через три года нашего общения и дружбы с «Новыми возможностями» мы поняли, что пора подумать о создании большого совместного проекта, который выведет наши отношения на новый уровень. К этому моменту мы уже знали, чего ждут ребята и их кураторы. Они хотели свою выставку в Арсенале, хотели заниматься танцами, театром. В свою очередь мы предложили всем пойти на эксперимент – включить в проект все перечисленные компоненты, но сделать все это в виде современных художественных практик – так появился клуб «Вместе». И его участникам предстояло попробовать себя в новой роли – современных художников, актеров современного театра, героев документального фильма.

С самого начала своей работы с темой музейной инклюзии я не разделяла людей на обычных и «людей с особенностями», как нередко называют людей с ограниченными возможностями здоровья. Не инвалидность делает человека особенным: каждый из нас – уникальная личность. И задача современного музея – установить миллионы диалогов с каждым. И здесь гораздо важнее опыт человека, который скорее зависит от возраста. А еще наша готовность внимательно слушать, не торопить зрителя с ответом и не ждать, что наши ответы совпадут. И тогда любой человек сможет открыться с самой удивительной стороны, и между людьми возникнет та важная связь, которая сделает разговор о каких-либо различиях бессмысленным. При этом сами эти различия, хорошо осознаваемые всеми участниками, помогут обогатить личное восприятие, которое без опыта другого останется ограниченным. И это гораздо важнее.

Как и в случае с любой другой аудиторией, мнения участников клуба «Вместе» по одному и тому же поводу могут очень отличаться. Всегда найдется скептик, который скажет: «Постойте, а это вообще искусство?» А у кого-то тут же возникнет совершенно неожиданная и очень интересная интерпретация увиденного, которой потом очень хочется делиться с другими зрителями без каких-либо оговорок. В этом заключается суть современного искусства – быть поводом для коммуникации.

Среди задач клуба «Вместе» было совместное создание уникальных творческих продуктов. Одним из них стала выставка «Соседи?». Ее куратор – Лера Лернер. Очень важно, что весь процесс работы над выставкой проходил в диалоге между Лерой и участниками. Они вместе нашли тему, решив, что им как художникам интересно заняться модернизацией всем нам хорошо знакомого пространства – подъезда многоквартирного дома. Каждый выбрал для себя тот вид медиа, который ему был ближе. Так в нашем подъезде появились видеоарт, перформансы, инсталляции, живопись, саунд-арт – двадцать оригинальных художественных высказываний. Пространство выставки/подъезда получилось очень живым и многофункциональным. В него хотелось вернуться, подольше здесь побыть, чтобы поделиться своими мыслями с другим таким же зрителем, или оставить в почтовом ящике открытку с посланием, адресованным кому-то из художников.   

Те же принципы – совместного участия и коммуникации – были ключевыми и в работе над спектаклем. Вместе с режиссером Львом Харламовым участники проекта прошли большой путь: от осознания внутренней необходимости в общении –  через актерские тренинги на развитие коммуникативных навыков – к спектаклю «Бег по кругу, и/или Длинный рассказ», полностью построенному на разговорах людей, которые впервые встретились за одним большим чайным столом. Никто из зрителей не знал, кто из сидящих (сотрудники Арсенала, участники клуба «Вместе») актер, а кто нет. Продолжительность спектакля нельзя было предугадать: время зависело от действий участников, став важным художественным приемом. По словам зрителей, в ходе спектакля в каждом из них происходила большая внутренняя трансформация. Люди неожиданно для самих себя делились с другими очень личными историями и мыслями, погружались в размышления о себе, достигая к концу спектакля освобождения от того, что беспокоило до или во время него. Изменения происходили и в отношении к собеседникам, которые каждый раз оказывались такими непохожими.

Этот проект изменил всех: и тех, кто над ним работал, и тех, кто в нем участвовал, и даже тех, кто пока выступал только в роли наблюдателей. Он дал каждому из нас возможность по-настоящему осознать ценность другого человека, его уникальность, право быть таким, какой он есть. Именно об этом документальный фильм «Что значит имя…», созданный в рамках проекта режиссером Катей Магуськиной.  Его герои, участники клуба, рассказывают о себе, о своей жизни, идеях, страхах и мечтах – о том, что понятно и близко любому из нас.

Моя мечта – общество, где больше нет разделения на «обычных» и «особенных» и все люди имеют равные возможности. Я понимаю, как этого сложно достичь и как нескоро это произойдет. Когда мне было шесть лет, я с родителями ездила отдыхать в Евпаторию. Там было очень много деток на инвалидных колясках. И я очень хорошо помню свои мысли о том, что жизнь этих ребят совсем не такая, как моя. У меня было все: мороженое, песочные замки, луна-парк. А что было в их загадочном и закрытом от меня мире, я не знала. Я очень рада, что сейчас у каждого из нас есть возможность по-своему изменить эту ситуацию, идя навстречу друг другу. И мы продолжаем это движение в рамках нашего нового инклюзивного проекта «Включение». Он так же, как и клуб «Вместе», реализуется на средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Текст: Анна Кострова

Фото: Анатолий Козьма

Отдать свой голос за номинанта можно здесь.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: