18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

ТОП50-2019: Марина Ефимова и Анна Шакарова

Президент благотворительного фонда «Жизнь без границ» и куратор программы «Наставники без границ» реализовали проект, который дает возможность ребенку найти настоящего старшего друга и мотивирует к осознанному выбору профессии и трудоустройству.

С детьми нужно работать индивидуально, чтобы выявить их истинные потребности и особенности восприятия действительности. Мы организуем спортивные, творческие, образовательные мероприятия, но, поскольку все они общие, каждому подопечному нужен свой наставник. Ведь когда подросток наедине с одним человеком, ему легче открыться. Программа индивидуального наставничества является самой эффективной для социальной адаптации ребенка, так как наставник выступает не в роли учителя, надзирателя или воспитателя, а находится на равных: он – друг, товарищ, с которым легче проходить через трудности.

Каждому ребенку подбирается свой наставник. Этим занимается психолог и куратор проекта Анна Шакарова. На нашем сайте любой желающий может заполнить анкету и после регистрации пройти ориентационную сессию. На ней мы рассказываем о нашем фонде, о наставничестве, о том, как можно принять участие. Так как не каждый готов быть наставником, кто-то становится волонтером. А тем, кто решается, предстоит пройти обучение – восьмичасовой тренинг, где наш психолог дает всю информацию об особенностях подросткового возраста, о психологии сиротства, о депривации. Важным моментом является сбор справок об отсутствии судимости, учета в психо- и наркодиспансерах. После этого претендент принимает участие в мероприятиях, на которых с детьми можно познакомиться, присмотреться к потенциальному подопечному. Но соединение пар все равно проходит под руководством психолога и куратора проекта.

Наставникам не нужно быть психологами – достаточно на уровне личного опыта показать, как может быть или не быть в жизни. Тогда и ребенок не станет воспринимать это как навязанную точку зрения и прислушается. Наставник помогает сформулировать мечту, становится другом. Самая главная проблема наших подопечных – неумение мечтать и ставить цели, планировать их достижение. К сожалению, у них очень мало мотивации и веры в свое будущее, а у кого-то их и вовсе нет. А с наставником они составляют план по достижению цели, вместе решают, чем будут заниматься, как двигаться. Нужно не навязывать подростку свою точку зрения на мир, а помогать сформировать собственную. Не указывать, где учиться и где работать, а просто увидеть сильные стороны – а такие есть у каждого ребенка – и их развивать, чтобы он занимался тем, что приносит удовольствие.

Для ребят из детских домов главным препятствием в дальнейшей самореализации можно назвать ограниченный выбор профессий. Уровень обучения в школе довольно низкий, но не потому что они не могут учиться, а потому что низкая мотивация. И из-за этого возникает ограничение в выборе учебных заведений. Ребята не могут устроиться на ту работу, на которую им хотелось бы, и наша задача заключается в том, чтобы эту проблему устранить.

На данный момент у нас более тридцати пар с детьми от четырнадцати до восемнадцати лет. Программа бессрочная, хотя соглашение с наставником заключается на один год. Однако все подопечные после завершения программы продолжают общение с наставниками, и это перерастает в дружбу. Практически все ребята уже проявляют себя в какой-то степени. Хорошие результаты показывают те пары, которые существуют уже давно – около года. Например, выпускница детского дома продолжает общаться со своей наставницей, которая обучила ее навыкам визажа и маникюра. Теперь у девушки есть возможность зарабатывать этим себе на жизнь. У одного молодого человека (он еще находится в детском доме) музыкальный талант, который он вместе с наставником сейчас развивает.

Ребятам очень нравятся совместные выезды, в программе которых дети и взрослые участвуют на равных. На два-три дня мы отправляемся на различные турбазы, где с утра до вечера дети участвуют в спортивных, досуговых, образовательных мероприятиях, интерактивных тренингах. Также наши воспитанники очень любят волонтерские акции: наш отряд добровольцев из детей-сирот помогает домам престарелых и приютам для животных. Ощущение своей социальной и личностной значимости необходимо каждому ребенку, и нашим ребятам такие мероприятия очень нравятся: они чувствуют себя нужными.

Самое важное в работе с детьми – это уметь их понимать и принимать. Они трудные, потому что их жизнь наполнена трудностями. Ребенка необходимо слушать и стараться услышать, что он хочет сказать. Здесь нужно даже не терпение, а понимание. Да, пара месяцев уходит на то, чтобы привыкнуть друг к другу, но, когда в отношениях наставника и подопечного появляется доверие и понимание, все меняется. Здесь все строится на той же основе, что и в дружбе, – на искренности, честности и взаимопомощи.

Текст: Анна Кострова

Проголосовать за номинантов можно здесь.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: