18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

ТОП50-2019: Роман Пономаренко

Главный идеолог социального предпринимательства в Нижегородской области верит в «добрый бизнес» и в то, что решение проблем общества может приносить не только удовлетворение, но и прибыль. Его проект «Территория РИТМа» открывает новые горизонты как для молодых предпринимателей, так и для бизнеса в целом.

Приведу простой пример, чтобы можно было понять, чем социальное предпринимательство отличается от классического. Предположим, есть спички, есть клиент, есть реклама. Запускается реклама, продаются спички, предприниматель зарабатывает – это всем знакомая цепочка развития событий, но есть и другой вариант. Например, есть клиент, у которого нарушена моторика рук и он не может пользоваться обычными спичками. Предприниматель создает инновационное решение и разрабатывает спички таким образом, чтобы они подходили под потребности данного клиента, то есть он решает проблему человека. Это и есть социальное предпринимательство. Социальный предприниматель видит проблемы в обществе, придумывает для них бизнес-решение и таким образом зарабатывает.

Эта схема работы для нашей страны пока в новинку, но данная отрасль будет развиваться, я уверен. Сейчас на девяносто девять процентов рынок состоит из классических бизнес-моделей, и только на один – из социальных. За рубежом доля социального предпринимательства уже составляет примерно одну пятую от общей массы, и это число растет.

Многие деловые люди уже устали от классического предпринимательства и начинают искать для себя новые пути самореализации. Как правило, в этом случае они совершают разовые действия: помогают бабушкам, приютам и так далее, но воспринимают это все равно как стороннее занятие, не связанное с бизнесом. Мы предлагаем создать новую модель бизнеса, рабочую модель, которая не только меняет общество к лучшему, но и остается в деловой сфере.

Наше направление инновационное и очень перспективное. Проект «Территория РИТМа» (РИТМ – разные, инициативные, творческие, молодые) является своеобразным инкубатором для социальных бизнес-проектов. При этом в работе принимают участие как ребята с инвалидностью, так и совершенно здоровые люди, которые хотят реализовать себя в этом направлении. Все работают вместе, в инклюзивных смешанных командах, к нам приезжают сильные спикеры, которые мотивируют ребят на успех и объясняют, как сделать реально рабочий проект и что нужно для того, чтобы он был реализован.

Когда классическому предпринимателю говорят о социальном предпринимательстве, он сразу думает, что это благотворительность, но это совсем не так. Есть проекты, которые работают, живут, реально приносят деньги, и один из таких социально ориентированных, но при этом чрезвычайно прибыльных проектов родился у нас, на «РИТМе». Проект «ДедСад» направлен на помощь людям с деменцией и их семьям. Создатели «ДедСада» придумали пространство, куда родственники могут приводить стариков на день точно так же, как отводят детей в детский сад. Там с ними занимаются, присматривают за ними, а самих родственников учат правильно взаимодействовать с людьми, страдающими деменцией. Это очень успешный проект: он пользуется популярностью и приносит деньги своим создателям. 

Молодежь, которая приходит на «РИТМ», реально хочет изменить мир. Мы дарим им такую возможность. Человек, погружаясь в работу, получая мотивацию и вдохновение от опытных спикеров, выходит с «РИТМа» с компетенциями, проектным мышлением, пониманием феномена социального предпринимательства. В этом году мы нацелены именно на разработку и запуск проектов, которые дадут толчок нашему направлению и изменят жизни участников.

Многие предприниматели стесняются зарабатывать на проблемах инвалидов, думают, что это неправильно и недостойно. Это ошибка: если ты не придешь и не придумаешь, как ту или иную проблему устранить, лучше никому не станет. Гораздо достойнее предложить решение, реализовать его и честно на этом заработать.

У меня есть любимая книга, «Стратегия голубого океана», — она идеально подходит для понимания всех плюсов социального предпринимательства. В бизнесе есть красные океаны – это перенасыщенные рынки, в которых полно акул и пираний. Предприниматель туда заходит и начинает драться за свое место — это агрессивная среда, выжить и заработать в ней очень трудно. Но существуют голубые океаны: там нет хищников, очень низкая конкуренция и совершенно не пуганная рыбка. Социальное предпринимательство – это глубокий голубой океан.

Есть два подхода к пониманию инвалидности. Первый – медицинский, который долгие годы практиковался у нас в стране, когда государство сначала лечило человека, а потом просто вешало ярлык «инвалид». Второй, современный подход, заключается в том, что человек чувствует свою инвалидность, пока его окружают барьеры, как физические, так и коммуникационные, и это ощущение проходит, когда исчезают барьеры. Коляска остается, а инвалидность проходит.

Текст: Анастасия Базилева

Фото: Анатолий Козьма

Отдать свой голос за номинанта можно здесь.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: