Вместе с компанией dreamlaser digital-продюсер Ксюша Чеховская во второй раз организовала фестиваль INTERVALS, на три дня превратив исторический центр города в дивный новый мир медиаискусства с аудиовизуальными инсталляциями на фасаде и внутри фабрики «Маяк», «интерактивной» архитектурой пакгаузов на Стрелке, 3D-мэппингом на самом масштабном граффити в городе и другими медиатехнологиями.
Как вы пришли к идее создать аудиовизуальный фестиваль в Нижнем Новгороде и почему именно здесь?
Изначально у нас не было амбиций стать организаторами международного фестиваля медиаискусства. В 2015 году часть нашей команды начала свой путь в индустрии новых медиа, и на этой волне мы сделали первую вечеринку «Интервалы» с акцентом на виджеинг и инсталляции. Это стало нашим первым опытом организации события и до 2017 года единичным: все далось не так уж легко. Через пару лет появился порыв снова что-то сделать, но уже с более серьезной фестивальной программой: продумать медиавыставку, подключить образовательный блок, организовать аудиовизуальные выступления. Тогда техническим партнером фестиваля стала компания dreamlaser, без которой не вышло бы и половины задуманного. Впоследствии каждый из нас вновь погрузился в свою работу, и только через полтора года, в ноябре 2018, у меня, Антона Колодяжного, Андрея Тубольцева, Дениса Чучко и Саши Истомина, руководителей dreаmlaser, случился первый разговор на тему INTERVALS-2019. Вопрос, кому нужен такой большой аудиовизуальный фестиваль, не стоял. Просто было предчувствие, что получится классно, что мы сможем оторваться на творческих проектах, которых всегда не хватает. Нижний идеально подошел в качестве площадки для события такого масштаба: хорошие транспортные связи с Москвой, Питером и Казанью, красивый исторический центр c потрясающими архитектурными локациями. Причем зарубежные художники с первого взгляда влюбились в фотографии этих мест, а многие нижегородцы, и тем более люди из других городов, и не подозревали об их существовании.
Что было самым сложным и интересным в процессе подготовки?
Все. Интересно общаться с художниками международного уровня и параллельно смотреть, как встает на рельсы работа команды. Приходилось разбираться в таком количестве нового, что, казалось, я получаю еще одно высшее образование. В процессе понимаешь, что при большом масштабе проекта почти каждый день что-то идет не так. Этим «не так» может стать все: и ссора внутри чатика команды, и реальная угроза срыва всего фестиваля из-за согласований, и отмена выступления артиста. Все эмоции приходилось отодвигать на второй план и подходить к делу рационально. Плюс до подготовки к INTERVALS я никогда не была на постоянной связи с таким количеством людей – это самое сложное и интересное одновременно.
Оправдались ли ожидания?
Наши ожидания оказались очень скромными по сравнению с реальностью. INTERVALS в этом плане уникальный проект. Когда мы обсуждали с командой на первой встрече масштаб будущего фестиваля, продюсерский опыт говорил мне, что жизнь внесет свои коррективы и усмирит некоторые амбиции. Но в процессе все стало только разрастаться: добавлялись площадки, усложнялись идеи, увеличивался охват аудитории. Мы поехали в тур «Приходи и свети» по шести городам России, в ходе которого знакомились с виджеями и медиахудожниками. Принимали участие в создании самого большого мурала в Нижнем за авторством Андрея Бергера. А самым невероятным для нас оказалось количество зрителей: за три дня более двадцати тысяч человек посетили INTERVALS, хотя мы рассчитывали на более скромную цифру. Из-за такого ажиотажа было решено продлить показ инсталляции на фабрике «Маяк» еще на неделю, куда снова пришли толпы людей.
Как вы выбирали локации и концептуально соединяли их с будущими инсталляциями?
У нас не было строгой системы или концепции выбора площадок. Из длинного списка мы постепенно отобрали ключевые варианты, а уже потом стали думать, как можно логично построить маршруты и договориться с собственниками. Художники, в основном, получали уже конкретную локацию, подходящую под их специфику и стиль работы. Мы не настаивали, чтобы они привязывались к истории объектов, хотя иногда это играло роль, как в случае с инсталляцией медиахудожника Евгения Беспалко в остроге. На некоторых локациях смысловой привязки не было вовсе: на них лишь выставлялось аудиовизуальное произведение. Примеры тому – «Рекорд», «Арсенал», площадь Горького. В остальных случаях мы хотели создать мощное погружение в пространство объекта с помощью света, видео, звука, интерактива, а не просто сделать исторический экскурс в художественной форме.
Каково глобальное значение INTERVALS для развития аудиовизуальной индустрии? Что было сделано в этом направлении?
Пока рано делать серьезные выводы: мы только в начале пути. Это сложный и многоступенчатый процесс. Что мы точно сделали – впервые показали медиаискусство столь широкой аудитории в России, так что, думаю, у многих эта сфера стала вызывать интерес. Дальнейшая задача в том, чтобы этот интерес подогревать, давать возможность образования, увеличивать насмотренность публики через выставки и привозить сюда крутых зарубежных артистов.
Нижний как столица медиаарта — каковы шансы?
Я с иронией отношусь к этой формулировке, хотя бы потому, что знаю: в Нижнем Новгороде сейчас нет самостоятельных медиахудожников, которые бы работали в этой сфере на постоянной основе, притом, что компания dreamlaser, одна из крупнейших студий в индустрии, базируется здесь. Интерес к образованию в сфере медиатехнологий в нашем городе тоже нельзя считать высоким: на воркшопы чаще приезжают люди из других городов. Куда больше движения можно увидеть в Питере, Москве, Екатеринбурге. То, что крупный международный фестиваль медиаарта теперь проходит в Нижнем, автоматически не делает его медиаарт-столицей. Но вдруг нижегородская тяга к столичному статусу поможет городу приблизиться к этому лет через десять и здесь вырастут свои медиахудожники, появятся комьюнити и инициативы? На это было бы интересно посмотреть.
Тест, стиль, фото: Дарья Колосова
Отдать свой голос за номинантов можно здесь.
Комментарии (0)