Руководители многочисленных культурных проектов Павел Милославский и Александр Комаров и музыкант Кристина Фиш посвятили фестиваль самому исполняемому в мире композитору из ныне живущих. Участниками события стали звезды международной академической сцены, а поставленный специально для фестиваля пластический спектакль-перформанс «Арво Пярт. Канон Покаянен» – великое хоровое произведение, написанное на канонический православный текст, – исполнялся в пространстве клуба, что создало новые смыслы для зрителей.
Как родилась концепция фестивалей «Другая музыка»?
Идея появилась в замечательной голове прекрасного музыканта Кристины Фиш весной 2015 года. Кристина предложила сделать концерт из произведений Баха, где его музыка исполнялась бы каким-то специфическим образом, например, на домре. С этой идеи – сыграть музыку классика нетрадиционным способом – и начался фестиваль «Другая музыка». Из одного концерта он перерос в целый ряд мероприятий, включая исполнение Баха в трамвае и метро, в джазовом варианте, были также кукольное представление и образовательный проект в средних школах и многое другое. Когда мы поняли, что «Другая музыка» – это уже бренд и все события прошли при аншлагах, было решено развивать идею дальше. Мы долго думали, в каком жанре продолжать и кто будет следующим композитором. Среди вариантов были Чайковский, Мусоргский, Бетховен, Моцарт, Гайдн, но в результате получилось так, что в 2018 году самой интересной оказалась фигура Арво Пярта, поэтому мы сделали фестиваль «Другая музыка. Пярт».
Какую цель вы ставили, создавая проект?
Чаще всего мы делаем то, что прежде всего интересно нам самим, а уже потом пытаемся каким-то образом объяснить, почему это нужно. Как правило, у нас это получается. Так было с Бахом, так было и с Пяртом. Особенно интересным и важным нам показался последний фестиваль, потому что до него Пярта знали в Нижнем Новгороде условно человек тридцать, а это самый исполняемый композитор из ныне живущих. В десятках голливудских фильмов используются его произведения в качестве саундтреков. Музыка многим знакома, а композитора почти никто не знает. Нам самим хотелось посвятить такой личности масштабное мероприятие, а уже потом мы поняли, что это интересно другим.
В чем значимость таких мероприятий?
Как уже было сказано, фестиваль для многих открыл личность Арво Пярта. Причем не только для тех, кто его не знал, но и для тех, кто был знаком с его творчеством. Событие также значимо еще и потому, что сделано при жизни классика и в тесной коммуникации с ним, что бывает крайне редко. Все мероприятия обсуждались лично с Пяртом: сначала Павел ездил к нему в Таллинн для переговоров, затем обсуждения продолжались по электронной почте. Также мы постарались максимально широко раскрыть личность композитора, отсюда такое разнообразие форматов: музыкальные концерты, выставка, научная конференция, кинопоказы, причем не только фильмов, где задействована музыка Арво Пярта, но и лент о нем самом. Мы показали его как цивилизационное явление. Что особенно важно, его музыка полна глубокой философии: сам Арво прошел длинный духовный путь к православию, и в рамках фестиваля это можно было проследить.
Сложно ли делать международный фестиваль в Нижнем Новгороде?
Мы делаем только международные мероприятия, поэтому нам не с чем сравнивать. Однако можем сказать, что в Нижнем Новгороде сложнее организовать выступления российского коллектива, чем иностранного, поскольку выступления отечественных музыкантов приходится оплачивать полностью, в то время как при организации гастролей иностранного коллектива часть расходов берут на себя партнеры: культурные институции или посольства, с которыми мы работаем. С этой точки зрения создавать международный проект проще.
Есть ли в мире аналоги такого формата, или вы в этом смысле новаторы?
В нашей стране никто и никогда точно не делал фестиваль музыки Пярта, столь полно раскрывающий его и как композитора, и как личность. Наверное, и в мире такого тоже нет. Дело в том, что мы не эксперты в области искусства, поэтому нам интересно как можно шире изучить какое-либо явление, и, если возникает какая-то идея, мы ищем множество способов, как ее реализовать.
Одно из мероприятий фестиваля прошло в Milo Concert Hall – это был намеренный эксперимент?
Это было вынужденное решение, поскольку в нашем городе сложно найти площадку, соответствующую всем требованиям, в том числе по оборудованию и организации пространства. В этом смысле нам подошел именно Milo Concert Hall, хотя и здесь возникли свои сложности: на спектакле артистам было необходимо задействовать и всю сцену, и всю партерную площадку, а партер – это в принципе основное место, где собираются зрители на мероприятиях в клубе. Получается, для желающих посмотреть представление мы оставили только ложи и второй этаж. Зато режиссер Ольга Шайдулина при постановке смогла добиться того, что артисты передвигались во время действия и пели. В то же время тот факт, что молитва прозвучала в ночном клубе, – еще одно усиливающее проект достижение. В целом здесь все было революционно, начиная с музыки Пярта. Во-первых, молитва «Канон Покаянен» никогда не пелась, она всегда читалась, и только Арво Пярт смог сделать из нее музыку. Во-вторых, Ольга Шайдулина сумела эту музыку превратить в пластический спектакль-перформанс.
Текст: Анастасия Лазарева
Фото: Анатолий Козьма
Проголосовать за номинантов можно здесь.
Комментарии (0)