Создательница YouTube-канала «Училка vs ТВ» начала крестовый поход против ошибок на телевидении, обернувшийся всероссийской славой. Главная училка страны заставляет звезд первой величины уважать русский язык, а сама тем временем учится реагировать на оскорбления хейтеров и воспитывает новое, грамотное поколение тележурналистов.
У меня натура такая, что мне всегда что-то надо, всегда я участвую во всех конкурсах, мероприятиях, акциях, субботниках. К тому же по жизни я настоящая граммар-наци: всегда поправляю знакомых и друзей, если они делают ошибки в речи, детей учу. Когда немножечко достаю всех своими поправками, друзья говорят: «Выключай училку». Так что из всего этого родилась идея запустить блог, и я подумала: а почему нет?
Моя жизнь очень изменилась в плане распорядка дня, распределения свободного и рабочего времени. Когда я начала вести блог, то ко всему подошла серьезно и высчитала время, которое мне придется на него тратить, сколько займет подготовка, запись, монтаж, но я не учла, какой будет резонанс, какая отдача потребуется. Сейчас кучу времени я уделяю общению с подписчиками. Читаю каждое письмо, всем отвечаю. Пишут мне люди заинтересованные, я в них вижу единомышленников, они моя помощь и поддержка, я к ним очень трепетно отношусь. Много времени стали занимать интервью и новые проекты. Ко всему этому я совершенно не была готова – шоком было, когда я поняла, что дни расписаны буквально по минутам.
Конечно, у меня есть хейтеры, и это нормально. Вот если их не станет, значит, стоит начинать беспокоиться, значит, не все в порядке с блогом. Пишут гадости в духе «на кого ты замахнулась», «кто ты такая», «хайпожорка». Я не расстраиваюсь и внимания не обращаю – это как мусор на улице: приятно, когда его нет, но, если он есть, ты же не будешь переживать за каждую бумажку, которая валяется.
Что касается реакции тех, чьи ошибки я правила на своем канале, то тут, как правило, два варианта: в случае с фигурами масштаба Познера или Урганта полный игнор, а народ попроще реагирует положительно, благодарит, просится в друзья на «Фейсбуке». Негатив от известной личности был только один раз, в самом начале работы. Александр Пряников, ведущий программы «Мы — грамотеи» на канале «Культура», после того, как я его покритиковала за ошибку в склонении числительного, сначала сказал, что мне послышалось, а потом добавил все, что он обо мне думает. И по внешности прошелся, – в общем, высказался человек. Я после этого посмотрела еще одну программу с его участием, нашла там три прекрасные ошибки и разобрала их в следующем выпуске. После этого он удалил свой аккаунт на YouTube.
Я думаю, то, что я делаю, меняет наше медиапространство к лучшему. Благодаря этому блогу я с декабря работаю на радио «Маяк»: меня там попросили следить за ведущими в эфире. Стиллавин, Пушной и другие, с тех пор как я за них взялась, стали делать значительно меньше ошибок. Недавно я поняла, что у меня даже материала для очередного подкаста об ошибках на «Маяке» не набирается!
Больше всего раздражают ошибки в числительных – это беда! Это короткая тема – ее просто один раз нужно выучить, и все! Несколько лет назад была трагедия в Египте, взорвался самолет, велось много репортажей на эту тему, и я не видела ни одного корреспондента, который бы спокойно прочитал текст с количеством жертв катастрофы. Были запинки, ошибки, фразу: «Разбился самолет с двумястами двадцатью четырьмя пассажирами» – не смог сказать никто. В лучшем случае те, кто посообразительнее, говорили: «На борту было двести двадцать четыре человека». Ну как так?
Виноват в ошибке всегда журналист: это его функционал – владеть речью. Вот смотрите: врач поставил неправильный диагноз и нанес вред вашему здоровью. Кто виноват: тот, кто его учил в институте, его ассистент или, может, главврач? Нет, конечно, виноват только он и несет ответственность только он – вот и журналист несет ответственность за то, что говорит в кадре. Конечно, он может попросить создать ему комфортную среду, чтобы с ним работали редакторы, чтобы ему организовали занятия по русскому языку, – было бы желание. А желания зачастую нет…
Когда произошел развал Союза, тогда и ушла дикторская школа. В девяностые телевидение шагнуло вперед и появились новые форматы, которые допускают разговорную, более живую речь, и, конечно, в этих форматах выдерживать грамотность стало гораздо сложнее, люди стали гнаться за рейтингами и зрелищностью в ущерб русскому языку. Эта составляющая продукта была отодвинута и упущена – сейчас это очень сложно возродить.
У меня в Школе тележурналистики ребята знают, что нельзя в эфире ошибаться, мы уделяем этому много внимания. Выучить язык на сто процентов невозможно, все узнать нельзя. Вопрос в другом: если ты озабочен собственной грамотностью, если ты стараешься, то можно минимизировать количество ошибок и в конечном счете даже приблизиться к идеалу.
Текст: Анастасия Базилева
Фото: Ксения Баздерова
Отдать свой голос за номинантов можно здесь.
Комментарии (0)