Директор Поволжского центра аэрокосмического образования открыл первый в Нижнем Новгороде научный технопарк «Кванториум», в котором школьники изучают IT, робототехнику, нано- и биотехнологии, виртуальную реальность. Ребята проходят путь от зарождения идеи до создания прототипа и реализации проекта. Занятия в центре проводятся бесплатно, и попасть туда можно без предварительного отбора. Все, что есть в «Кванториуме», создано для детей и их будущих открытий.
Мы создаем «Кванториумы» для всех детей, а не только для вундеркиндов. На протяжении десяти лет я работал учителем в школе и постоянно сталкивался с тем, что мы много времени тратили на отличников и двоечников, но их вкупе было всего двадцать процентов. А остальные восемьдесят – это ребята, которым недоставало внимания. «Кванториум» в большей степени направлен именно на них. Мы исходим из того, что каждый ребенок одаренный. И отыскать зачатки этой одаренности наша задача.
Для нас важна командная работа, связанная с конкретным конечным результатом. Желательно, чтобы он был выражен в качестве какого-то продукта, направленного на решение задачи. Отличный показатель, когда по итогам семидесятидвухчасовой программы у ребят формируется команда, в которой каждый внес вклад в общий результат. Благодаря общению в этой команде они стремятся доработать идею. Научить детей активно взаимодействовать друг с другом, создавать принципиально новые идеи, отклоняющиеся от традиционных схем мышления, решать проектные задачи в команде и критически мыслить – вот основа методологии «Кванториумов».
Идеолог и инициатор «Кванториумов», заместитель министра просвещения Российской Федерации Марина Николаевна Ракова, всегда говорит о том, что деятельность должна быть разноплановой. Когда заходите в «Кванториум», вы видите афишу мероприятий, среди которых неделя кино, театра, истории. Такие события развивают общекультурные компетенции, а они необходимы всем, независимо от специального направления. Мы всегда предлагаем нашим кванторианцам участвовать в общих мероприятиях – это тоже особенность нашей организации.
Когда начинали разработку новой концепции «Кванториума», обращались к опыту других регионов, где работа строилась наиболее качественно. Это происходит там, где есть поддержка крупного партнера, который участвует в образовательном процессе, например, разрабатывая кейсы. Нужно решать задачи, которые оценят сотрудники производства, помогут в доработке, – это важно для ребят и их родителей. Нашим партнером является университет им. Н.И. Лобачевского, а во втором «Кванториуме», который откроется в этом году в Автозаводском районе, им будет группа ГАЗ.
За этот год тысяча двести человек прошли образовательные программы в «Кванториуме». И более трех тысяч – это те ребята, которые вовлечены в деятельность – посещение мастер-классов, выездных мероприятий. Ценно то, что мы можем показать реальные достижения детей, которые за короткий срок смогли реализовать свои проекты и презентовать их на серьезных мероприятиях. Впервые команда нашего региона стала победителем Всероссийской олимпиады НТИ. Летом две команды «Кванториума» представят Россию на международных соревнованиях по робототехнике.
По направлению «Мобильный кванториум» Нижегородская область впереди всей страны. Задача в том, чтобы предоставлять доступ к современному дополнительному образованию всем. За небольшие двухнедельные сессии мы охватим как можно больше ребят из труднодоступных районов Нижегородской области. Главное – показать современную науку всем школьникам, познакомить с инновационными направлениями.
«Инженерные каникулы» – одно из самых важных направлений системы дополнительного образования. Лето – это то время, когда наши ресурсы продолжают использоваться. Мы решаем задачу, чем занять детей, пока родители на работе. Летние программы позволяют окунуться во всевозможные направления и выбрать подходящее. Идеально, чтобы потом дети осознанно подошли к тому, хотят ли они дальше заниматься в «Кванториуме» и с кем из наставников им будет комфортно работать.
Мы всегда смеемся, что в системе дополнительного образования ребенок и родители голосуют ногами. Если к тебе приходят, значит, ты хорошо работаешь, если нет – плохо. Бывают и дополнительные факторы, но мы не можем загонять детей на занятия, ограничивать их. Они придут, только если захотят.
Для меня важно, чтобы деятельность приносила конкретный результат, который связан с ростом качеств и компетенций человека. На административной должности уйма времени уходит на экономические, хозяйственные, юридические вопросы, но в конечном итоге в центре деятельности должен быть ребенок. Я горжусь тем, что тружусь в системе образования. В рамках работы над мероприятиями национального проекта «Образование» совместно с проектным офисом Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области удается реализовывать действительно сложные проекты.
Очень значима роль команды: одному такие горы сворачивать невозможно. При создании «Кванториума» в штате было тридцать человек – сейчас количество сотрудников увеличилось втрое. За такой срок это серьезный результат, потому что каждый человек – отдельная история. И наш успех исчисляется вкладом каждого.
Текст: Наталья Бадьина
Фото: Женя Дубова
Проголосовать за этого номинанта можно здесь.
Комментарии (0)