18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

ТОП50-2019: Игорь Преображенский и Яна Балачевцева

В самом популярном месте города, на улице Большой Покровской, в старинном здании Дворянского собрания, известном как Дом культуры имени Свердлова, открылось новое культурное пространство – DKRT. У вдохновителя проекта Яны Балачевцевой появилась идея создать в городе такое место, где людям будет хорошо, где можно будет соприкоснуться с искусством, с какими-то новыми культурными явлениями, креативными решениями. А арт-директору Игорю Преображенскому удалось совместить в организации пространства историчность и современность.

Название обозначает переход исторического здания от одного временного периода к другому: от Дома культуры (DK) к арт-пространству (art), вместе – «Декарт». Отказываться от корней нам не хотелось, так как мы с уважением относимся к прошлому. Но в то же время решили создать место, органично вписывающееся в культурное пространство современности. Отчасти идея коррелирует с системой координат Рене Декарта. Из теории французского философа мы позаимствовали термин «пространство». «Декарт» – это именно арт-пространство, не клуб, не концертный зал. Более того, мы инсталлировали систему и обыграли ее как собственную систему координат, основные направления которой ассоциативно перекликаются с измерениями, о которых писал Декарт. Но прямой отсылкой это не назовешь – это осознается скорее как параллельная интерпретация.

Сложно разделить залы, так как это пространство по одному дизайн-проекту. Так как в основном зале присутствует ярко выраженная архитектура классицизма, она обязывает архитектора и дизайнера помещения соблюсти исторические особенности и соответствующе представить их в современном прочтении. Поэтому мы оставили там колонны и сохранившуюся лепнину, штучный паркет из редких пород дерева неизменными, за исключением некоторых цветовых решений. Белый и розовый цвет колонн – это не очень актуально и излишне патетично. Поэтому был выбран благородный серый. Акцент на совмещении исторического и современного можно увидеть и в других залах. Имеющиеся особенности, как, например, старинные входные группы, кирпичная отделка, напрашиваются на такое дизайн-решение. Совместно с архитектором проекта Мишей Масловым мы выбрали стиль лофт: модно, с сохранением исторического лица, но при этом с явно современными деталями.

Место создано для людей, поэтому мы следим за нижегородской публикой и тем, на что отзывается душа зрителя. Стараемся преподносить именно такой контент, который интересен. И в последнее время мы стали замечать, что публике не хватает спектаклей и театральных постановок, словно какой-то голод по театру. Сейчас мы привозим ребят из Питера, из Москвы. В планах сотрудничество с независимыми коллективами и из других городов России. Это более смелые постановки, более интересные режиссерские решения, они разнообразнее, чем в репертуарном театре, так как он может иметь свои внутренние обязательства. Театральная афиша города сейчас в большей степени представляет собой драму, а большинство нижегородских театров существуют как площадки для гастрольных мероприятий. Мы стараемся изменить эту ситуацию.

Есть понятие ниши, и оно подразумевает определенную культурную планку. Поэтому мы изначально отказались от коммерческих мероприятий, которые бы выбивались из концепции места. Общий уровень культуры нижегородцев оценить сложно. На сегодняшний день в городе широкий спектр мероприятий. Но, к сожалению, тенденция в стране такая: общая массовая культура диктует свои правила. И ту небольшую часть людей, которые готовы посетить мероприятия с завышенной планкой, они сузили.

Вопрос не столько о культуре, сколько о потребности. Ланч стоит триста рублей, билет на спектакль – четыреста. Почему же зал заполнен лишь на семьдесят процентов? Приезжает питерский коллектив со спектаклем – неужели это не удивительно? Если мы говорим о пирамиде Маслоу, видимо, у человека не удовлетворен нижний уровень потребностей, раз он предпочитает питание для желудка питанию для души. Это, в принципе, тенденция российского общества – не стоит выделять нижегородцев. Но Нижний Новгород последние десять лет развивался больше как площадка для бизнеса, а не как культурный центр.

Здесь люди привыкли выбирать с осторожностью. Такая обстановка сложилась исторически: город купеческий, люди вообще осторожные. Здесь же не было ни страшных революций, ни ужасно кровопролитных сражений. Общий менталитет нижегородцев нацелен на осторожность. И, когда им предлагают нечто необычное, они прежде десять раз подумают. В Европе же люди, наоборот, стараются ходить на нечто новое. Вот и мы пытаемся донести: давайте учиться ходить на новое! Давайте расширять свои границы! Приглашаем разные коллективы, чтобы нижегородцы сравнивали, воспитывали вкус, выстраивали свою систему координат. Не нужно бояться, ведь не обязательно высказываться после спектакля. Можно просто уйти домой с собственным чувством и осознанием глубоко внутри. Это в любом случае обогащает. А когда привозят одних и тех же, то это просто бизнес.

Для нас было большой неожиданностью, когда билеты на выступление университетского хора ННГУ за месяц до концерта были раскуплены. Значит, город ждал. Мы были удивлены, что столько людей готовы прийти, чтобы послушать местный коллектив. Обычно бывает наоборот: местные артисты не очень востребованы. Но здесь все произошло иначе.

В планах осуществить спектакль с элементами иммерсивного театра. Иммерсивный спектакль мы не можем провести ввиду того, что он подразумевает работу всего пространства, даже стен. И для этого придется закрывать всю площадку, чего мы не можем сделать. В Нижнем это можно организовать в каком-нибудь старинном особняке. Здесь же, к сожалению, площадка не подходит. Поэтому мы думаем о спектакле с элементами подобного направления. Такого в нашем городе точно не хватает. А раз мы решили делиться с нижегородцами чем-то новым, то это нужно выполнить.

Текст: Анна Кострова

Фото: Артем Дубов

Проголосовать за номинанта можно здесь.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: