18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

ТОП50-2019: Кирилл Кобрин

«Новая отечественная словесность» – литературная премия с нестандартным подходом к выявлению победителя и важной целью: вернуть современную русскую литературу в актуальную общественную сферу. Под руководством куратора регионального проекта «Волга/НОС» литературные дискуссии теперь проходят и в Нижнем Новгороде. 

Было бы лицемерием говорить, что победитель совсем неважен. Но эта премия – «Новая отечественная словесность», которая также может расшифровываться как «Новая отечественная социальность» или «Новая отечественная современность», или «Новая отечественная сексуальность» – не про лучшую книгу. Никто никогда не знает, что это такое – лучшая книга – у каждого она своя. Речь идет о том, насколько посредством литературы современное российское общество говорит само о себе. Мы пытаемся выделить книги, которые являются важными, хотя на первый взгляд они могут казаться боковыми. Отсюда и экзотичность победителей некоторых сезонов этой премии.

«НОС» – это не только разговор с аудиторией, но и разговор самого жюри. Это люди из разных сфер жизни, культурные и начитанные, они привносят свой взгляд на вещи и, самое главное, – на язык. И этот язык вырабатывается именно в общественном пространстве, когда люди с разными бэкграундами начинают говорить о современной литературе. В этом случае литература может выйти из социального гетто, в которое она сама себя загнала. Задача премии вернуть русскую литературу в актуальное социальное поле.  

Русская классическая литература в представлении современного человека практически лежит в гробу, и отношение к ней, как к драгоценному покойнику. Но меня не покидает надежда, что ее еще можно воскресить. Я не имею в виду, что эта литература плоха, просто она почти умерла в общественном сознании. Это показывает отношение современного постсоветского российского общества к культуре как к таковой.

Культура – это не прошвырнуться в театр в субботний вечер, а в остальное время вести обычную жизнь. Ходить на работу и иногда подпустить немного «культурки» – самое печальное и опасное отношение. Культура – это то, что мы есть, это то, как мы говорим и думаем. В этом смысле культура живая, невозможно находиться вне ее. В нашей стране к русской классической литературе относятся как к памятнику. Как будто есть некая патентованная «духовность», которую создали длиннобородые писатели позапрошлого века, но читать это необязательно. Только чуть что – можно вытащить и защититься этим – мол, мы великий народ с великими достижениями.

С этим отношением к русской культуре и в частности к литературе надо решительно кончать, иначе все это плохо кончится само по себе в отношении языка, российской жизни и общества. Писатели не мертвецы с бородами, а живые люди, которые создали отличные книги. Они важны для нас, не потому, что в них есть некая «духовность». Это просто книги о человеке и о русском обществе, которое не сильно изменилось. 

Сейчас Нижний Новгород с точки зрения современной культуры, а не консервов «высокой культуры прошлого» переживает настоящий подъем. В городе работают потрясающие современные художники, много отличных музыкантов, поэтов и прозаиков. Они есть, но мало кто о них знает. Нет точек, на которые можно опереться для развития. Начнем с того, что в городе за редким исключением нет нормальной независимой книжной лавки. А в мире книжные лавки являются центрами разговоров о литературе, где происходят не только презентации, там есть reading groups для обсуждения книг. Второе – это функция районных библиотек. Они должны стать движущей силой начала разговора о литературе. Представьте себе молодого человека пятнадцати лет, который почувствовал тягу к книгам, а живет он, допустим, в семье и в окружении не очень к этому расположенных. Куда он должен идти с этой любовью к книгам? В районную библиотеку. Я понимаю, что там очень тяжело, что сотрудники получают мизерные зарплаты, но кое-что они в состоянии сделать.

Я все время вожусь с книгами: они моя жизнь. Как у писателя, у меня профессиональное отношение к литературе, мне интересно, как это сделано. В этом смысле я крайне капризный в том, что читаю. Но как историк, редактор я прочитываю тонну всего, что мне необходимо редактировать или на что писать рецензии. С этой точки зрения приходится читать много того, чего бы не стал при других обстоятельствах. Есть книги, которые, как сказал бы Набоков, создают в голове или около сердца сквознячок. Я думал, что с возрастом ощущение этого сквознячка пропадет, но литературные открытия по-прежнему происходят. Набираешь в легкие воздуха, и вот это важно. Есть чем дышать.

Текст: Наталья Бадьина

Фото: Анатолий Козьма

Отдать свой голос за номинанта можно здесь.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: