Актер театра «Комедiя», лауреат премии Нижнего Новгорода, директор и художественный руководитель Центра театрального мастерства проводит всероссийский фестиваль «Театральная стрелка».
Почему связали свою жизнь с театром?
Вообще я не должен был этим заниматься. Обычно говорю, что профессия выбрала меня, а не я ее. У меня два высших образования – экономическое и актерское. Я учился в Нижегородском филиале гуманитарного института, когда мой педагог по вокалу предложил мне поступить в консерваторию имени Глинки. Тогда мне это казалось нереальным. Чтобы поступить, начал сутками готовиться и работать. На тот момент я подрабатывал курьером в страховой компании и преподавателем социальных танцев. В дальнейшем большой педагогический опыт (около одиннадцати лет) помог мне при создании своего театра.
Каким был ваш первый выход на сцену?
Он случился в театре «Комедiя» после того, как я прошел кастинг на мюзикл «Леонардо». Точно не помню этих ощущений, но, однозначно, это было очень страшно и волнующе. Зато прекрасно помню, как поступил учиться на актерское отделение. Две недели ходил в шоке, смотрел на свой студенческий и не мог поверить. Было ощущение, будто стал другим человеком. Эти внутренние перемены оказались самыми яркими.
Как родилась идея открытия центра?
Это путь, который нельзя описать в двух событиях из серии – снег упал, и я подумал: «О! А не открыть ли мне театр?» Я всегда был амбициозным и даже наглым. Я никогда не слушал людей, которые отговаривали меня или вставляли палки в колеса. Тогда все говорили, что это невозможно, что нет денег, спрашивали, зачем я это делаю. Но это педагоги, которые сами сидят на одном месте, а потому вряд ли имеют право на такие критические оценки. А еще мне всегда хотелось учиться. Когда меня взяли в труппу «Комедiи», я чувствовал, что мне чего-то не хватает. Я должен был создавать готовые образы, но делать это без поддержки педагога или режиссера было сложно. Несмотря на то, что у нас были потрясающие мастера, мне всегда хотелось какого-то обучения и создания своего независимого театра. Были попытки сделать что-то в «Комедiи», приглашать людей, проводить для актеров классы. В какой-то момент я понял: надо либо что-то делать здесь, либо уезжать из города. Моя соседка предложила одно из помещений «Нижполиграфа» для школы танцев, а в итоге это место стало Центром театрального мастерства.
Сложно ли быть «независимыми»?
Конечно, финансово непросто, потому что у нас нет поддержки. Приходится раскручиваться как в бизнесе, но театр и бизнес – несовместимые вещи, потому что в искусстве нет компромиссов. Здесь определенные правила и законы, которые невозможно изменить. Соответственно, чтобы стоять на ногах, нам приходится лоббировать свои проекты, ведь театр для нас святое.
Почему не уехали покорять Москву или Петербург?
Когда я учился в консерватории, пробовал поступать во МХАТ, но здесь у нас был очень маленький курс, и мне показалось это преимуществом. Тем более, мне всегда нравилось учиться у Александра Борисовича Сучкова, поэтому я оставил эту идею. Во второй раз был готов уехать в Питер. Тогда у меня был выбор: либо мы делаем свой театр, либо я сдаюсь и уезжаю. В итоге взял на себя всю финансовую и юридическую ответственность и остался. Не знаю, что бы я делал, если бы все лопнуло. На мне были огромные кредиты. Я рисковал всем, но не думал тогда об этом. Не было и мысли о провале.
Вы являетесь автором проекта «Театральная стрелка» – чем он интересен для нижегородцев?
Во-первых, я не помню в Нижнем ни одного фестиваля, куда бы приехали представители таких крупных городов, как Москва, Питер и Екатеринбург. Сейчас идет сложная работа по подбору команд. Среди них есть и театральные лидеры, и участники «Золотой маски». Мы создаем статусное мероприятие не только для нашего города, но и для России. Во-вторых, независимый театр – это что-то новое, поиск, глоток свежего воздуха и реальный информационный обмен. Будут интересные критики, обсуждения, воркшопы и лекции, – словом, интенсив современного театра.
Что бы посоветовали начинающим артистам?
У каждого свой путь. Мне предлагали очень ответственные должности в сфере театра, но я отказался, так как мне интересно искусство изнутри. Многие артисты сидят и ноют, что зарплаты маленькие, спектакли неинтересные, а режиссеры плохие. Я тоже иногда это делаю, но не в ЦТМ. Конечно, это моя реализация, мое видение, мысли и интуиция. Многие говорили, что невозможно сделать свой театр. Как видите, возможно. Если хотите чем-то заниматься, нужно делать это в любом случае. Это образ мышления. Просто мыслите театром, и у вас все получится.
Евгений Пыхтин является лауреатом I степени конкурса «Великая Победа» в номинации «Литературно-музыкальная композиция». В 2010 году получил Гран-при Всероссийского студенческого конкурса «Болдинская осень» в номинации «Художественное слово». Автор проекта «Наиzнанку» – вечеров актерской импровизации. Региональная нижегородская общественная организация «Центр театрального мастерства» выиграла 1,2 миллиона рублей на проведение Всероссийского фестиваля-конкурса «Театральная стрелка».
Текст: Евгения Токарева
Фото: Рита Хорошо
Комментарии (0)