Художник и дизайнер одежды, поработав с поэтом и музыкантом Алексеем Хвостенко и модельером Татьяной Парфеновой, открывает персональную выставку графики в пространстве «Звездочка».
Чем же в итоге занимается Марья Дмитриева? Во мне как будто бы есть несколько разных личностей. Первая из них до девятого класса понятия не имела, чем хочет заниматься. Моя мама — кандидат физико-математических наук и к моему развитию подошла крайне обстоятельно. В какой-то момент ей показалось, что я слишком замкнута и мне необходима социализация. Отсюда возникли театральные и художественные студии, хор и фортепьяно. Я занималась всем сразу и кайфовала от процесса, поэтому когда мама спросила, кем же все-таки я хочу стать, ответить мне было непросто.
Но вы сделали выбор в пользу дизайна одежды? Я с детства наряжалась в мамины платья и куталась в занавески. Самым классным было стащить ворох неглаженого белья, укутаться в него с ног до головы и изображать из себя модель в духе Йоджи Ямамото. Другой метод был — сорвать все, что висит в шкафу, и хаотично надевать на себя все подряд. Этот метод случайности во многом применим к моей дальнейшей практике коллажа. Я поступила в художественную школу, а затем на факультет дизайна одежды в «Муху» (Художественнопромышленная академия имени А. Л. Штиглица. — Прим. ред.). У меня была маниакальная страсть к учебе. Я получала удовольствие от всего — даже от волнения перед сессией.
Как вам пришла идея организовать фестиваль Open Defence, где показывали коллекции начинающие дизайнеры одежды? Чем меньше времени оставалось до защиты диплома, тем очевиднее становилось, что его никто не увидит. Мне стало обидно, ведь диплом — это колоссальный труд. Мы объединились с друзьями и решили провести «Открытую защиту». Не было задачи сделать конкурс, раздать награды, просто хотелось создать атмосферу, в которой выпускники смогли бы показать свои работы в комфортных условиях. Фестиваль продолжался с 2006 по 2008 год, последний, в лофт-проекте «Этажи», был совмещен с фотовыставкой и показом видеофильма. Вначале участниками были только выпускники петербургских вузов, потом присоединились другие города России.
Почему перестали его проводить? Мы устали от самого формата, к тому же начали появляться аналогичные мероприятия, которые «прокатывали» тех же самых дизайнеров. Это перестало быть тем, что сейчас называют модным словом «инновация». Возникли предложения выставлять кого-то за деньги, а это явно не то, чем хотелось заниматься.
Вы не хотите зарабатывать творчеством? Сложный вопрос. Конечно, деньги необходимы, хотя я искренне верю, что иногда не стыдно и поголодать. Проблема в том, что я не умею разделять работу и личную жизнь. У Татьяны Парфеновой я занималась разработкой линии трикотажа, связанного вручную, и поняла, что полностью погружена в процесс. Мой молодой человек сводил музыку для показов, друзья помогали с идеями. То же было и с маркой экологической одежды LowFat, где я была художественным руководителем. Один рабочий день перетекал в другой, и в какой-то момент я как будто вынырнула из этого потока и поняла, что у меня не остается времени на собственное творчество.
Вы имеете в виду живопись? В том числе. В разное время я принимала участие в нескольких групповых выставках. Первую персональную экспозицию «Двое:точие» мне предложила сделать Ирена Куксенайте на годовщине галереи «Формула». Затем была выставка «Пустое место» в Anna Nova. А этой осенью в пространстве «Звездочка» на заводе «Красная звезда» откроется выставка графики «Сонное царство». Это своего рода страницы из дневника, нарисованные тонкими линиями: маркерами и акварелью.
Значит, вы все-таки больше художник? Нужно пробовать все. Как дети, которые легко переключаются с одной игры на другую. Я сотрудничаю с музыкальным проектом Re'sequence с Дмитрием Аникиным, где пою и играю на фортепьяно. Пока он существует только в компьютере, но осенью нас, надеюсь, уже можно будет послушать.
Не боитесь во время бега от одного к другому что-то упустить? Я хочу жить интересно. Пока я не увидела того человека, которым мне хотелось бы стать. Иногда я пытаюсь представить себя лет через десять. Дизайнер одежды? Художница? Музыкант? Мне становится не по себе от этой определенности. Я вижу перед собой пример отца, счастливого, по сути, человека, который всегда занимался тем, чем был увлечен. Но я точно знаю: на многое из того, что он хотел попробовать в своей жизни, он так и не решился. Я боюсь столкнуться с этим ощущением.
а еще важно знать, что В 2004 году Марья Дмитриева была художником-постановщиком пьесы Анри Волохонского Le Premier Champignon в Париже, в которой участвовал поэт и музыкант Алексей Хвостенко. В составе творческой группы Татьяны Парфеновой создавала костюмы для фильма Александра Зельдовича «Мишень» по сценарию Владимира Сорокина.
ИНТЕРВЬЮ: ДАРЬЯ СОКОЛОВА. ФОТО: ALEXEY ONATSKO. ВИЗАЖ: MARIA OLEYNIKOVA
Комментарии (0)