Известный фотограф, снимавший Маргарет Тэтчер, Михаила Горбачева и других видных политиков, прошедший все этапы развития фотографии – от «мокрой» черно-белой до цифровой, отмечает пятидесятилетний юбилей.
С чего началось увлечение фотографией?
Брат моего отца занимался фотографией. Это был период черно-белых снимков, которые проявляли в ваннах. Когда я первый раз в жизни увидел, как на чистом листе бумаги появляется изображение, меня это просто заворожило. Потом пробовал засовывать обычную бумагу в воду, но, конечно, ничего на ней не появлялось. Тогда окончательно уверился, что в фотографии есть какое-то волшебство. Это было первое знакомство. Затем в школе у меня появился фотоаппарат «Смена», потом «Зенит». Я ходил на занятия в фотокружок, где нам преподавал очень грамотный мастер. Он был требовательный и жесткий, но действительно давал хорошие знания и навыки. Вообще у меня было два основных увлечения – фотография и спорт. В то время я достаточно серьезно занимался легкой атлетикой: неплохо бегал средние дистанции, получал разряды. Спорт и фото привлекали меня потому, что и там, и там можно было увидеть какой-то конкретный результат. В обеих этих сферах все зависит только от тебя, от того, сколько усилий ты приложил. Есть, конечно, и факторы удачи и везения, но основное – это собственный труд.
Куда пошли после школы?
Я попал на завод «Красное Сормово», где проработал несколько лет. И за это время точно понял, что к работе на станке от звонка до звонка душа у меня совсем не лежит. Тогда пошел в училище на Стрелке, чтобы получить профильное образование фотографа, ведь в то время устроиться на работу без соответствующих «корочек» было совершенно невозможно. Поскольку пришел я туда не сразу после школы, то был значительно старше однокурсников: мне было около двадцати пяти лет. Кроме того, я уже имел неплохой опыт в этой сфере, поэтому наш мастер довольно скоро предложил мне заняться составлением финансового плана училища и отправил в лабораторию, где фактически я уже мог работать и зарабатывать дополнительные деньги к стипендии. Во время учебы научился раскрашивать фотографии. Это сейчас можно напечатать цветные снимки прекрасного качества, а тогда таких технологий просто не существовало, поэтому мы печатали на матовой бумаге черно-белое изображение, натягивали на каркас, покрывали олифой и поверх вручную раскрашивали масляными красками, смешанными с крахмалом.
Как складывалась карьера после училища?
У меня было огромное желание работать в прессе. Мне повезло: еще будучи студентом, я попал в газету при машиностроительном заводе по рекомендации своего преподавателя. Работа, правда, оказалась немного скучноватой: мы в основном снимали передовиков, производство и все, что присуще заводской газете. Проработал я там чуть больше полугода и перешел в газету «Горьковский рабочий». Каждый день нужно было сдавать первую полосу, а для этого с утра придумать идею, снять, проявить пленку, напечатать снимок и к двум часам дня сдать уже готовую работу. Было много интересных случаев. Однажды на масложировом комбинате случился пожар: сгорели кабинет директора, бухгалтерия. Мы с журналистом сделали репортаж, который сразу же вышел в газете, но материала, конечно, было снято с запасом: пожарные в касках, люди спасают имущество, кто-то несет холодильник, кто-то еще какие-то вещи – словом, много разных событийных снимков для архива. И вот месяц спустя у нас вышла подборка «Кто что несет»: женщина несет на плече ковер, мужчина тащит большую коробку, и туда же взяли мое фото с пожара, где рабочие несут холодильник. Уже спустя несколько часов телефон в редакции разрывался: оказалось, что они украли этот холодильник, воспользовавшись суматохой после пожара, и их вычислили по опубликованному снимку. Затем я работал еще в нескольких газетах, пока не понял, что фрилансом я зарабатываю больше, чем на окладе. За два года в «Горьковском рабочем» я обзавелся неплохими связями. В девяностом году город только открыли, и было очень интересно работать: к нам приезжали Маргарет Тэтчер, Михаил Горбачев, Борис Ельцин, а меня приглашали снимать их. Тогда я начал работать на выборах, снимал многих наших нижегородских политиков: Бориса Немцова, Ивана Склярова, Бориса Духана, Геннадия Ходырева, потом Валерия Шанцева.
Какой жанр фотографии вам ближе?
Я люблю снимать людей: это интересно и не всегда просто, но когда получается, то очень радует. Нужно знать анатомию лица, следить за мимикой и уметь ловить момент. Важно быть и психологом, чтобы разговорить и раскрепостить человека. Много у меня и городских пейзажей. Иногда я просто не могу пройти мимо красивого места или не снять какой-то особенный закат.
Что посоветуете начинающим фотографам?
Читайте книги! Сейчас такое количество потрясающих изданий, в том числе в интернете в открытом доступе, – в наше время об этом можно было только мечтать. И никогда не стоит останавливаться. Фотография – это то дело, которое не дает расслабляться и требует постоянного развития. От «мокрой» черно-белой печати мы пришли к цифровой фотографии, и это все произошло на моих глазах – в течение вполне обозримого промежутка времени. Учиться, учиться и еще раз учиться – это про фотографию, поэтому скучно в этой профессии никогда не будет.
Дмитрий Косолапов окончил училище №60 с красным дипломом, получив специальность фотографа. Во время работы в газете «Горьковский рабочий» ежегодно отснимал по километру пленки. Работал в издательстве «Курьер». Среди героев его фото Дмитрий Хворостовский, Юрий Башмет, Патрисия Каас, Сергей Безруков и другие культовые артисты. |
Текст: Светлана Голованова
Комментарии (0)