Директор бюро небанальных экскурсий «Нескучный Нижний» к семидесятилетию со Дня Победы подготовила большой экскурсионный проект про жизнь города Горького в годы Великой Отечественной войны.
Надежда Филиппова
Директор бюро небанальных экскурсий «Нескучный Нижний» к семидесятилетию со Дня Победы подготовила большой экскурсионный проект про жизнь города Горького в годы Великой Отечественной войны.
Как пришла идея создать экскурсионное бюро?
В какой-то момент я поняла, что меня постоянно осаждают знакомые, приятели и друзья друзей просьбами показать город. Казалось бы, есть гиды, турбюро. Но очевидно сформировался спрос на экскурсию в формате прогулки под приятную беседу с возможностью что-то обсудить, посмотреть нечто нестандартное. Тогда и возникла мысль перевести свою деятельность из разряда благотворительности в коммерческое русло. Выяснилось, что я не одинока. И хотя профессия индивидуального гида в то время еще считалась экзотической, люди, которые проводили небанальные экскурсии «за спасибо» были всегда. Мы нашли среди них единомышленников, и в мае 2012 года появился «Нескучный Нижний».
Любовь к работе экскурсовода родом из детства?
В начальной школе меня больше привлекала профессия разведчика. Я представляла себе, что буду стоять как Штирлиц, а на лице у меня будет отражаться напряженная работа мысли, как писал Юлиан Семенов. Мне этот род деятельности представлялся тонким компромиссом между героической и интеллектуальной профессией. К счастью, в итоге я выбрала более мирный вариант.
Как сегодня развивается бюро?
С каждым годом мы все лучше узнаем своего потребителя. Например, для меня сюрпризом стал повышенный интерес к программе «Мистический Нижний». Для многих именно она является визитной карточкой нашей компании. Казалось бы, почему? Да все просто. Люди настолько замучены официальной версией истории из школьного учебника, что боятся оказаться на скучной экскурсии, даже когда обращаются в «Нескучный Нижний». А тут гарантированно будет что-то интересное, ведь еще никто никогда не заскучал, слушая про чудеса. Под соусом из зеленых чертей, белых женщин и черных рук люди готовы принять и небольшую дозу «серьезной» истории. Очень важен выбор правильного соотношения познавательного и развлекательного: для каждой аудитории он свой, и мы стараемся его найти. А еще в процессе работы мы столкнулись с тем, что индивидуальная экскурсия может быть нужна, например, слабовидящему или слабослышащему, или инвалиду-колясочнику. В нашем обществе, к сожалению, этих людей часто не замечают, а мы регулярно проводим экскурсии для них.
На что обращаете внимание при подборе сотрудников?
То, как подается материал, ничуть не менее важно, чем сама информация, поэтому к выбору экскурсоводов я подхожу с особой тщательностью. Наши клиенты очень разные, соответственно, и типажи гидов тоже должны быть разнообразными. Если собрать всех наших сотрудников, можно получить социальный срез общества. Среди них есть бизнесмены, студенты, преподаватели. Но, конечно, некоторый набор качеств объединяет их всех. Это культура речи, доброжелательность, глубокое знание истории города и России, а также определенная выносливость, потому что два-три часа непрерывного разговора, особенно на свежем воздухе, требуют подготовки.
Принципиально ли профильное образование?
Важно, чтобы у человека был живой интерес, и чтобы гид не переставал совершенствовать свои знания. Постоянно публикуются какие-то новые документы, книги по истории. Даже не соглашаясь с точкой зрения автора, их надо знать. Мне человек, который усвоил определенный объем информации и поставил на этом жирную точку в самообразовании, не подходит.
Что за проект вы подготовили к 9 Мая?
Это был нелегкий труд. Ведь у нашей аудитории есть любимые исторические периоды, а есть активно избегаемые. Все любят слушать про сказочную Древнюю Русь, многим нравятся истории купеческого Нижнего XVIII-XIX веков, но, как только мы вступаем на территорию двадцатого столетия, радость заканчивается. Это время тяжелейших потрясений для страны, и совсем не в былинном духе. Любой из нас бывал на экскурсиях, читал книги или смотрел фильмы о Великой Отечественной войне ура-патриотического характера. Это отдельный жанр. А мне хотелось рассказать о том периоде в другом ключе. Показать, как жили люди, чем были заняты, откуда брали силы, чтобы вынести 1418 дней этого кошмара. Поэтому меня заинтересовала тема тылового города Горького. Я не берусь вести речь о боях и подвигах на полях сражений, но правильно сказали фронтовики, побывавшие у нас и увидевшие, в каком режиме работает завод «Красное Сормово»: «Тут тоже фронт». Об этом и будем рассказывать. Нельзя все время кормить аудиторию одними сладостями. Надо познакомить ее и с другими аспектами нашей истории. Будем гулять по интересным памятным местам, листая страницы не столь далекого прошлого. Проект стартует с середины апреля.
Помните экскурсии, где вы выступали в качестве слушателя и которые затронули вас?
Да, и таких немало. Всех гидов, которые запомнились мне, объединяло одно: они показывали свои города, острова, страны так, как хозяин показывает свой дом – с гордостью, любовью и бесконечной радостью от того, что ты у них в гостях. Это потрясающее чувство. Я шла и слушала их с открытым ртом, боясь упустить хоть слово. И это, по-моему, главный показатель отличной работы экскурсовода. В своей работе я стремлюсь к тому же.
Надежда Филиппова не имеет исторического образования – зато имеет дипломы НГЛУ (переводчик с французского) и ННГУ (экономист). В тандеме с бюро «Нескучный Нижний» работает учебный центр «Просвещение» под руководством Александры Шаровой, который готовит экскурсоводов по Нижнему Новгороду – для «Нескучного Нижнего» и других экскурсионных бюро, которым требуются гиды новой формации.
|
Комментарии (0)