Наталья Лях – почетный русско-французский гражданин, в прошлом – нейролингвист, в настоящем – фотограф. Ее выставка «Иллюминаторы» в галерее Марины Гисич продолжалась всего полтора месяца, а резонанс ощущается до сих пор.
– Твоя основная профессия – фотограф?
– В девять лет папа показал мне, как под химическим раствором проявляется изображение, меня до сих пор потрясает этот факт: кладешь вроде бы чистую бумажку, а дальше начинается галлюцинаторный процесс. С тех пор я стала фотографом. Но в последнее время происходит движение в сторону кино. А недавно я поняла, что меня интересует не только абстрактное кино, но и нарративное тоже. Это понимание возникло из случайного заказа. Мои давние клиенты из арт-клуба в Токио, которые прежде покупали у меня фотографии и заказывали видео, предложили сделать фильм о Париже. Я согласилась просто из желания не потерять замечательных заказчиков, но мне не ставили никаких ограничений, а в процессе стало ясно, что все получается.
– Я слышал, что твой фильм про Париж очень нашумел.
– Да, я думала, что это будет локальное токийское мероприятие, но в итоге директор парижско-токийского туристического бюро посмотрел фильм и сказал, что это лучшее из снятого о Париже. Он показал фильм французскому послу господину Жану Каде, и тот в своей частной московской резиденции устроил просмотр для всех послов и ужин в мою честь.
– Хорошо кормили?
– О да, чудеснейший ужин – бесконечные смены блюд. И дворец – резиденция посла – просто необычайно красивый. Еще один приятный эпизод: послу понравился не только фильм, но и мое абстрактное видео. На посольском уровне очень важен регламент, но когда после показа кинофильма включили свет и прозвучали аплодисменты, посол сказал: «Нет-нет, давайте посмотрим еще и видео!». Потом господин Каде сказал, что я могу просить чего захочу, и я почувствовала себя как в сказке о золотой рыбке. Он будет здесь находиться еще два года, и я надеюсь на совместные проекты.
– Какие еще киноработы включены в твой рабочий график?
– Режиссер Иванс в пятидесятых годах сделал фильм «Мост» – про жизнь моста. Я хочу снять нечто похожее про город Вальпараисо в Чили, в нем вместо улиц лестницы. Возможно, я также буду делать двадцатипятиминутный fiction, актеры уже отобраны, но рассказывать об этом пока рано.
– Куда дальше отправится твоя фотовыставка «Иллюминаторы»?
– В марте в Москве будет фотобиеннале. Туда и отправится.
– Фотографии правда сняты из иллюминаторов?
– Да. Те, где вид сверху, сняты из аэроиллюминаторов, а подводные виды, соответственно, из подводных средств. Я вообще страшно люблю воду. Когда есть возможность поместить себя в пейзаж или в интерьер, я всегда фотографируюсь сама, а мой любимый автопортрет мне удалось сделать, когда я три недели жила на яхте. Эта фотография есть на моем веб-сайте nlyakh.com. Но автопортреты – это мое абсолютно частное развлечение.
– Но карьера модели тебя не привлекла?
– То ли в школе, то ли на первом курсе я даже какой-то конкурс модельный выиграла. Но интересного в этой карьере мало – довольно однообразное занятие.
– Ты «цифру» уважаешь?
– Очень уважаю «цифру», страстно люблю «макинтош», до умопомрачения обожаю программу Final Cut, в которой делают монтаж. Я очень люблю монтаж и никоим образом не отрицаю новейших технических возможностей.
– Класс коллекционеров в нашей стране уже сформировался?
– В Париже я познакомилась с коллекционерами. По уровню образования, любви к искусству, открытости – невероятно приятные люди, причем очень серьезные коллекционеры. Уверена, что еще десять лет назад этого не было. Страшно приятно. Они молодые, красивые и, к моему, как жительницы Петербурга, сожалению, москвичи.
– Что заставило тебя бросить науку?
– Я занималась экспериментами, связанными с асимметрией мозга: мы придумали методики, позволяющие выявить различия полушарий в аспекте восприятия речи. Это были весьма перспективные исследования, но в один прекрасный день мне подарили видеокамеру, и я отправилась в путешествие по Италии. Будучи во Флоренции, я оказалась в башне, в которой некогда жил Данте. Была буря, дождь, молнии, я снимала… Когда вернулась в Рим и подключила камеру к монитору, мне стало страшно: возникло ощущение полного перемещения во времени. Для меня это и есть кино – когда ты вкладываешь эмоции в кадр. Даже если этого и не происходило на самом деле, когда эмоция вложена, все получается, и другой человек, зритель, который этой эмоции не испытывал, переживает ее. Я была в шоке от этого открытия, и оно подтолкнуло меня к тому, чтобы оставить науку. Надо сказать, что моя научная руководительница Татьяна Владимировна Черниговская брала к себе немного учеников, и она была недовольна моим уходом. Но в прошлом году она посмотрела мой фильм и сказала, что прощает меня. Это был один из лучших отзывов по поводу моего фильма.
Комментарии (0)