Eго первый игровой фильм «Мания Жизели» стал лауреатом нескольких европейских кинофестивалей и попал в основную программу Каннского. Следом вышли бестселлеры проката «Дневник его жены» и «Прогулка». Сегодня Алексей работает над драмой «Кавказский пленный» и продюсирует картины молодых режиссеров на киностудии «Рок».
Что повлияло на ваш выбор профессии?
Мой отец, режиссер-документалист Ефим Учитель, часто брал меня с собой на съемки и в студию, я видел, как делают кино, и это, безусловно, сыграло свою роль. О другой профессии я и не думал. Хотя одно время мне хотелось стать футбольным тренером. И теперь я понимаю, почему – ведь тренер тоже режиссер. Каждый матч – это своеобразный фильм. И тренер его режиссирует, готовит актеров-спортсменов.
Вы тоже начинали как документалист. Почему занялись игровым кино?
Я не просто начинал как документалист, я полжизни занимался именно документальным кино и вовсе не собирался переходить в игровое. Это произошло случайно. Я должен был снимать фильм о балерине Ольге Спесивцевой. В то время ей было девяносто пять лет. Пока я готовился к съемкам, она умерла. Снять документальный фильм без нее было невозможно. И Дуня Смирнова, автор сценариев многих моих картин, вдруг предложила: "Давай снимем игровое". Я ответил: «Ну, давай». При этом был абсолютно уверен, что это никогда не состоится. Но неожиданно все получилось – мы сняли картину «Мания Жизели», и я тогда подумал, что напрасно не занимался игровым кино раньше. Так все и началось.
Какими качествами должен обладать режиссер?
В первую очередь – интуицией. Кинорежиссеры очень ограничены во времени. Занимаясь постановкой театрального спектакля, можно ежедневно ходить на репетиции, видеть ошибки, исправлять их. А в кино на съемку эпизода даются строго отведенные часы, в которые ты должен снять, условно говоря, гениально. Теоретически, конечно, можно потом переснять. Но с производственной и финансовой точки зрения, такой возможности нет. Поэтому необходимо сразу чувствовать, что и как сделать. При выборе актеров интуиция тоже очень важна. Когда на одну роль есть два или три хороших претендента, нужно помимо их актерских качеств поймать что-то еще.
Что именно?
Главное, чтобы выбранные актеры составляли ансамбль. Как и в спектакле – а я очень люблю театр и часто там бываю, – успех фильма зависит от того, как подобран состав. Еще мне нравится, когда человеческие качества актера совпадают с качествами героя, описанного в сценарии. Это позволяет ему быть более естественным. А когда актер естественный – роль удается. Поэтому я всегда спрашиваю актера: «Какой ты в жизни: веселый или грустный? Часто ли плачешь? Часто ли улыбаешься?»
А вы какой в жизни?
В разные периоды разный. Когда работаешь над фильмом, то живешь в автономном мире, оторванном от реального. Даже семья и дети отходят на второй план. Однажды у меня был такой эксперимент – жена с сыном приезжали ко мне в Ялту, где я снимал «Дневник его жены» о семье Бунина. Я очень хотел их видеть, но понимал, что часть энергетических, как это модно говорить сейчас, затрат отдаю им, а не фильму. И это плохо сказывается на результатах работы. А ради результатов я готов жертвовать многим. Правда, только на два-три месяца, не дольше. В этот период семьей становится творческая группа. И вместе с ней ты создаешь «живое существо», которое холишь и лелеешь, потому что хочешь сделать ему приятно. Если же ему делают неприятно, защищаешь его до последнего.
Вы с семьей ведь перебрались в Москву? Там легче работать?
Москва – это ритм, это завод, который необходим. В Питер я езжу монтировать. Что-то там заставляет меня правильно действовать. Говорят, особая аура. Возможно.
В московском ритме у вас остается свободное время?
Совершенно не остается. Ведь помимо съемок собственных картин я три года работаю на киностудии «Рок», которая занимается и моими фильмами, и кинодебютами. Мы уже сняли два успешных дебюта: «Собака Павлова» Кати Шагаловой и «Связь» Дуни Смирновой. А сейчас заканчиваем картину «Враги» Марии Можар, в которой выражен совершенно невероятный взгляд на войну. Так что чтение бесчисленных сценариев, работа над фильмами, монтаж отнимают все свободные минуты. Единственное, на что я все-таки иногда позволяю себе потратить время, – теннис. Очень люблю эту игру, иногда даже принимаю участие в любительских турнирах.
А книги успеваете читать? Или только сценарии?
Я постоянно выписываю и с удовольствием читаю два журнала: «Новый мир» и «Иностранная литература», которые много мне дают. Стараюсь следить за новинками «не облегченной» современной литературы. Я положительно отношусь к Сорокину, очень люблю Липскерова и Улицкую. В феврале начал снимать картину по повести современного автора, Владимира Маканина, – «Кавказский пленный» о сложных взаимоотношениях двух русских солдат и чеченского боевика, которого они взяли в плен. В общем, читаю много, но не как читатель, к сожалению. Я книжки оцениваю с той точки зрения, можно ли снять по ним кино.
Комментарии (0)