Пионер фэшн-фотографии возрождает эстетику классической черно-белой съемки и в год своего пятидесятилетнего юбилея готовит выставку портретов известных нижегородцев.
С чего началось ваше увлечение фотографией?
Так как я сын военного, мы с семьей постоянно мотались по городам, и везде я занимался в разных кружках (выжиганием, английским, плаванием), но всегда нравилось рисовать. В институте собирал журналы с красивыми рекламными снимками и коллажами. Не знаю, зачем это делал, просто нравилось. На пятом курсе в руки попал фотоаппарат, и тут началось. Друзья подарили на свадьбу фотоувеличитель. Первые кадры были свадебные, потом со сборов в институте, ну и понеслось: жена, ребенок, семейные фото, потом городские пейзажи — снимал все, что видел. На работу брал с собой камеру. Меня спрашивали: «Зачем таскаешь такую тяжесть?». Это был мой третий глаз, наверное.
Где вы тогда работали?
В «Промстройпроекте». Пошел туда инженером после окончания строительного института. Занимался расчетами, делал чертежи, а параллельно фотографировал сослуживцев, друзей.
Вы самоучка?
Отчасти. Тогда в каждом проектном институте был свой фотограф. У нас работал Марк Григорьевич Гельман. Все свободное время я проводил в его лаборатории, смешивал растворы, взвешивал реактивы, помогал печатать. Там же нашел много полезных книг. Это был конец восьмидесятых, мы смотрели каталоги с техникой Canon, Nikonкак научную фантастику. Достать такую аппаратуру было невозможно, да и стоила она космические деньги. А уже в 1995 году я стал видеть подобные камеры в руках у обычных фотографов и понял, что фантастика становится реальностью. К этому времени я занялся дизайном и заработал свои первые пятьсот долларов. Еще столько же пришлось занять, и вот с тысячей американских рублей я поехал в Москву. Вернулся домой с камерой СanonEOS5.
Что стали снимать?
Решил попробовать себя в сфере моды. В тот период нижегородский модельер Анна Лесникова проводила показ моды совместно с Валентином Юдашкиным. Меня пригласили снимать репортаж. Это был очень ценный опыт, я познакомился со многими моделями. Потом работал на конкурсах «Золотой подиум». В конце 1996 года в Нижний пришел проект московского «Плейбоя». Приезжал главный редактор журнала Артемий Троицкий, запустили кастинг, стали собирать фото девушек. Но, когда посмотрели те снимки, которые присылали наши красавицы, хотели все отменять. Я бы назвал это народной порнографией. Меня попросили сделать качественные работы участницам. Все удалось, и конкурс с успехом состоялся. Впоследствии я приобрел студийный свет и в съемной квартире устроил фотостудию. Так начался мой путь в портретную и студийную фотографию.
Чем занимаетесь сегодня?
С 2004 года начал преподавать. Меня спросили, где у нас можно поучиться, выяснилось, что сделать это было негде, и я решил попробовать свои силы. Набрал группу из шести человек, три месяца учил их. Двое из них вошли в профессию. Со всеми мы поддерживаем отношения. Три года я курировал клуб в Нижегородском университете, читал лекции для студентов. Затем два семестра в колледже вел авторский курс фотографии. Мне чисто психологически было интересно пройти этот тест, встать на место преподавателя большой группы, найти общий язык с подростками. Все получилось, и я до сих пор общаюсь со своими учениками.
Сейчас профессия фотографа невероятно популярна. Насколько ощутима конкуренция?
Безусловно, соперничество есть, и очень жесткое. Начиная с 2000 года резко пошли вверх цены на свадебные фотографии, это стало превращаться в прибыльный бизнес. Появились стройные ряды молодых фотографов, которые, не имея достаточного опыта, ворвались на эту территорию и начали активную интервенцию. У них, кстати, тоже есть чему поучиться: с возрастом ведь становишься более консервативным, а они дерзкие, мобильные, могут быстро меняться.
Что вы готовы предложить в этой конкурентной борьбе?
Вечную классику. В фотографии это черно-белые портреты. С классическим или голливудским светом. Сейчас об этом жанре забыли, но рано или поздно всегда наступает эпоха ренессанса, и очень хочется ее приблизить. Создание портрета — это ведь не только игра света и тени, это еще и психология. Если посмотреть современные фотографии, там много внешней красоты, а искренности не чувствуется. Я за то, чтобы показывать настоящую жизнь.
Как намерены возрождать забытую эстетику?
В числе прочего мы готовим выставку. Я давно собираю портреты наших художников, фотографов, музыкантов. Уже есть много снимков. Хочется напомнить людям о настоящей фотографии, и у меня в этом есть соратники — известный фотограф Саша Васильев, его сын Дмитрий — отличный дизайнер. Нам не все равно, что происходит в нашей профессии, вся эта искусственность уже порядком надоела, мы предлагаем вернуться к мастерству, когда каждая работа вызывала настоящие эмоции.
Андрей Теребилов окончил курс фотографии в Институте культуры и школу дизайна с защитой дипломного проекта «Фотография в рекламе». В 2012 году на три месяца отправился в Шарм-эль-Шейх, где занимался коммерческой съемкой в отеле «Роял Гранд Азур». Участвовал в конкурсе «Стамбул глазами туристов», став его лауреатом. Был приглашен фирмой Golden Security в Иордании для рекламной фото- и видеосъемки. В 2013 году полтора месяца прожил в Таиланде, где снимал и преподавал фотографию.
Текст: Светлана Голованова
Фото: Дмитрий Васильев
Комментарии (0)