18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Кoнстантин Дoрохин: «Главное все-таки, честно и хорошо делать свое дело»

Как и весенняя погода, мода ветрена и переменчива. Стильный образ невозможен без правильной обуви, но именно с ней непостоянство моды и неуклонная энтропия особенно злят: жаль расставаться с любимыми ботинками, в которых прошагал 1000 и 1 шаг к успеху или с туфлями на удобном каблуке, в которых чувствуешь себя на высоте. И все-таки и здесь есть место реинкарнации! В мире брендовой обуви и сумок ищем константы с Константином Дорохиным, основателем сервиса ручной чистки и реставрации кожаных изделий «Гуталин и Константин». Говорим о профессии бутблекера (чистильщика обуви), мужских слезах и о том, как, трансформируя бизнес, не изменять себе.

Особенная пара обуви из детства – что у вас возникает в памяти в первую очередь?

Коричнево-рыжие кроссовки – очень модные, подарок бати. Он был военным летчиком, участвовал в том числе в различных спасательных операциях – например, в Чернобыле или при землетрясении в Армении. Летал по всему Союзу и однажды привез из поездки настоящие «дутые» кроссовки. Мне было лет пять, и это было такое счастье – никогда в жизни не забуду! Обычно обувь покупала мама – типичное советское «одна пара на сезон». Поэтому, когда потом в Москве я впервые услышал выражение «обувной гардероб», то удивился, что такое вообще бывает.

Это когда вы уже начали работать чистильщиком обуви?

Да, когда устроился бутблекером при отеле недалеко от Охотного ряда.

Почему вдруг выбрали именно эту сферу?

Я учился, жил в Сокольниках и искал работу, подходящую по графику. В отеле мне понравилось: интересное дело, выглаженные брюки, везде чисто, вкусное и бесплатное питание. И люди, клиенты, поражали своим масштабом. Правда, первое время на их фоне у меня возник комплекс «маленького человека»: казалось, что вот они – живут, а мы – так, существуем. Меня тогда очень поддержал друг, напомнив Евангелие от Матфея: «В малом будешь верен – над многим тебя поставлю». Главное все-таки, честно и хорошо делать свое дело, а остальное приложится.

Но любовь к дорогой, качественной обуви родилась там?

Конечно. Помню, чистил дорогие ботинки и позвал швейцара – показал ему. На следующее утро он рассказывает: «Жене говорю: “Я сегодня держал в руках ботинки за 4600 долларов”. А она отвечает: “Да что ты врешь?! Таких не бывает!”» А мы с такими работали примерно каждый день. И даже более крутыми! Запомнились лоферы за 10 тысяч долларов, которые по индивидуальному заказу сделал клиенту британский мастер: уникальная колодка, а в комплекте для декора шли… настоящие павлиньи перья. Не обувь, а произведение искусства!

Очень ответственно работать с таким материалом!..

И страшно совершить промах, даже по мелочи. Однажды клиент попросил ботинки перешнуровать: я вытащил шнурки и понял, что не запомнил, как они были зашнурованы. Ужасное чувство! Это сейчас у нас часть стандарта – сделать фото «до», чтобы все можно было воспроизвести как было. Тогда таких технологий не было. Одна ошибка – и к тебе больше не придут.

Так все фатально?

В работе с премиум-сегментом – только так. Тяжелый люкс не оставляет права на ошибку. Почти как у саперов: важно вообще не допускать ситуаций, когда клиент разочарован.

А как пришло понимание, что к чистке нужно добавить реставрацию и кто вас этому учил?

Когда уже в Нижнем начался свой бизнес и появилась первая точка в фитнес-клубе, ставка была на дорогую мужскую обувь. Но начали приходить женщины – несли сапоги, туфли и ботинки, с которыми я не понимал, как работать. Поехал в Самару на обучение к Дмитрию Сидоренко – опытному мастеру, который показал мне свои приемы, а главное, избавил от страха что-то испортить. Любая неудача стала восприниматься как инвестиция – например, только опытным путем можно было понять, что хлопковые нити сумки от Шанель нельзя мочить. После того обучения ко мне пришла уверенность, что если ты настоящий профессионал, который оказывает качественную услугу и старается сделать все, чтобы клиент был доволен, то в человеческом плане ты равен клиенту, чем бы он ни занимался и сколько бы ни зарабатывал. Сейчас, чтобы моя команда лучше понимала свою миссию, я регулярно сам рассказываю об истории премиум-брендов. Работать с пониманием ценности (не только цены!) – это совсем иной уровень мастерства. Как в той притче: у двух каменщиков спросили: «Что вы делаете?» Один ответил: «Кладу кирпичи». А второй сказал: «Я строю храм».

В какой момент и как ваш студенческий опыт бутблекера трансформировался в свой бизнес?

Появление бизнеса – это равнозначная заслуга трех людей: с одной стороны, моя энергия, влюбленность в процесс, профессиональные знания и навыки. Та скорость, с которой я принимаю решения и перехожу от идей к действиям. С другой – Анастасия, которая в тот момент была моим партнером не только в бизнесе, но и в жизни. Без ее предпринимательского мышления, готовности рисковать, умения выстраивать бизнес-процессы в 2016 году ничего бы не случилось. И, с третьей стороны, нас поддержала ее подруга Юлия, которая занималась маркетингом и выходом на целевую аудиторию, что обеспечило хороший старт. Но, увы, порой рабочие вопросы негативно влияют на личные – и наоборот. И даже такая устойчивая фигура, как треугольник, превращается в историю о лебеде, раке и щуке. Печально, что мы не смогли договориться – в итоге наши пути разошлись. Но это не могло меня остановить: я узкопрофильный специалист и фанат своей работы, реставрация обуви и сумок – действительно дело моей жизни. Я знаю все об этой профессии изнутри и даже больше, сам работаю руками и искренне люблю каждую пару, которая попадает ко мне в дом, в мою мастерскую. Поэтому началась новая история жизни мастерской – под новым именем и новым брендом «Гуталин и Константин», но наши клиенты (точнее, преимущественно клиентки) по-прежнему ценят наши мастерство и уровень услуг.

Раз по работе вы часто общаетесь с женщинами – какие женские качества вызывают у вас самое большое восхищение?

Материнское чувство, пожалуй. То, как женщины способны любить своих детей. Простить, принять, любить, жертвовать собой – ради ребенка. У мужчин такого как будто нет.

А может ли мужчина, например, заплакать?

Конечно, может! Но лично я чаще плачу от положительных эмоций – например, на матче любимой баскетбольной команды совсем недавно плакал. Наши проигрывают два очка, остается пять секунд, и вдруг они выбрасывают мяч из аута и забивают трехочковый! Победа! Слезы по щекам текли! Так же эмоционально болею за хоккейный клуб «Торпедо». А в кино всегда трогает тема Великой Отечественной войны. Один из самых потрясших меня фильмов – «Список Шиндлера». Как раз после него я задумался, что хочу заниматься делом, которое оставит в мире какой-то положительный след.

Вы себя ощущаете, кстати, на пике экотренда – с учетом того, что серьезно продлеваете жизнь вещам?

К экомоде у меня противоречивое отношение: из-за нее многие бренды теперь используют кожзаменители, которые в реставрации совершенно непредсказуемы. Не знаю, насколько обувь из такого материала более экологична в производстве, но нам работать с ней однозначно сложнее, очень много нюансов. Если честно, то говоря о пользе, которую мы приносим миру, я скорее думаю про благотворительность. Цепочку потребления мы отследить не можем, а вот увидеть детские счастливые глаза уже сегодня – вполне. И это то, что действительно меня заряжает. Мне важно испытывать это чувство каждый день.

С чего началась история с благотворительностью?

С участия в конкурсах и квизах для детей. Мы делали подарки для детей из «Детского проекта» и Онкологического центра, затем поддержали конкурс «Мини-мистер и мини-мисс Нижний Новгород», пригласили участников в нашу мастерскую. Это была идея моей команды, сотрудников: позвать к нам ребят и показать им путь преображения несчастного «больного» ботинка – в «здоровый» и красивый. И попутно рассказать о профессии бутблекера, о ценности ручного ремесла в целом. Дети были в восторге! В такие дни я беру с собой напарником на работу нашего домашнего кота мейнкуна: в конце дети по очереди сажают его на колени, гладят и загадывают желания.

Кот и правда волшебный, как он у вас появился?

Кота зовут Антон, но я зову его просто Сына. Покупал его для жены, но почему-то он выбрал хозяином меня. Возможно, потому что я жаворонок, встаю в пять утра и первым из домашних его кормлю. Привезли его от заводчиков из Чебоксар – поехали туда посмотреть на производство ортопедических стелек, а заодно я решил сделать давно задуманный подарок.

Ортопедические стельки изучали для личных целей или для бизнеса?

Мы приобрели франшизу, но заинтересовался я этой темой в том числе по личным причинам: со школы увлекался футболом, получил во время игры травму, а уже в более взрослом возрасте «добил» колено приседаниями со штангой с тяжелым весом. Врач прописал носить специальные стельки, но обычные ортопедические – объемные, часто не влезают в любимую обувь. А эти изготавливаются индивидуально точно по стопе и подходят, кстати, даже женщинам, которые носят туфли на каблуках!

Сейчас вы пошли еще и учиться ремонту обуви. Нравится делать что-то руками, вы от этого успокаиваетесь?

Наоборот, сильно нервничаю! Особенно когда что-то не получается – стежок ровный или набойка. Я перфекционист – злюсь, выхожу из-за стола даже! Но мастер, который меня обучает, успокаивает: с опытом это пройдет.

Зачем же вы пошли учиться ремонту?

Потому что это часть моего ремесла. Хочу быть профессионалом от и до! Быть уверенным, что при любом раскладе буду востребован и смогу все сделать сам. Мне, наверное, вшили это на подкорку – когда я в детстве учился играть на аккордеоне, отец говорил: «Сынок, мало ли как судьба сложится, а музыкой всегда сможешь заработать на кусок хлеба». Я это запомнил, но играть «Подмосковные вечера» на застольях у взрослых все равно не очень любил.

Какую музыку сейчас слушаете?

Самую разную – от дип-хауса до Софии Михайловны Ротару, Надежды Кадышевой, Высоцкого обязательно – эту любовь батя привил. Вообще стыдно признаться, но люблю, когда еду от мамы из Щербинок, открыть окна и включить на полную мощность (у меня отличная акустическая система в авто!): «…живет, живет в этом доме Галина…» Люблю песни, в которых отражается русская душа.

Когда ремонтом обуви занимаетесь, тоже музыку слушаете?

Нет, в этот момент обычно слушаю аудиокниги. Сейчас «Братьев Карамазовых» – поражаюсь, насколько глубокие библейские мысли Достоевский выразил в этом романе. И какая культура была у нас: сравните, о чем раньше люди говорили за завтраком и обедом, например! Особая размеренная жизнь. Пожалуй, чистка и ремонт обуви – явления того же порядка, что-то из размеренной жизни без гаджетов. Из времени, когда вещи ценили и передавали из поколения в поколение. Медленный, вдумчивый и скрупулезный процесс.

Текст: Валентина Переведенцева
Фото: Артем Торопов
Стиль: Анастасия Копейкина
Визаж: Мария Рябова
Студия: Comilfo

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: