Новый художественный руководитель Театра оперы и балета имени А. С. Пушкина готовит грандиозные преобразования, которые затронут все сферы жизни театра: от расширения состава труппы и обновления репертуара до открытия второй сцены в пакгаузе на Стрелке.
Международный фестиваль искусств «Стрелка» в 2019 году сблизил вас с Нижним Новгородом?
Я родился и вырос в Москве, но у меня отец и дед с бабушкой – горьковчане. Нижний всегда был для меня близок, и я понимаю специфику города, который очень долго оставался «закрытым». Несмотря на это, здесь создавались замечательные музыкальные традиции, прежде всего связанные с филармонией: в 60-70-е годы в ней работали такие замечательные музыканты, как Гусман, Кондрашин, Ростропович.
А в оперном театре это, конечно, Борис Александрович Покровский, главный режиссер Большого театра, первым местом работы которого был Горьковский театр оперы и балета.
Как классическому искусству быть актуальным в современном мире?
Опера — это синтез искусств, и поэтому оперный театр современен по сути: он может быть драйвером развития для всех видов искусства. Имя Нижнего Новгорода уже звучит в культурном контексте России: все знают музей Арсенал, очень высоко оценили мероприятия, организованные к 800-летию города. Нужно идти дальше и приложить много усилий: организационных, художественных, финансовых – чтобы нижегородский Оперный стал принципиально важной институцией для развития культурной сферы не только города, но и России.
Для этого и создается новая сцена театра на Стрелке?
Новое театрально-концертное пространство – это часть большого проекта преобразования Стрелки, автором которого стал архитектор Сергей Чобан. Мы пришли к формату многофункционального концертного зала, в котором могут проходить концерты классической музыки разного формата, создаваться экспериментальные оперные и балетные постановки. Там не будут использоваться большие статичные декорации, много внимания будет уделено работе с мультимедиа, со светом, что в России пока недостаточно развито. Работы по строительству планируют завершить к маю, и мы сможем начать репетиции, чтобы в июне принимать первых зрителей. Открытие новой сцены — это только первый шаг больших преобразований. Театру давно необходимо новое здание, где не будет недостатка в репетиционных помещениях, где зал станет комфортным для зрителей, а акустика будет отвечать современным требованиям. На данный момент идет выбор площадки для будущего строительства.
Расширение состава труппы театра связано с появлением новой сцены?
Это нужно было сделать в любом случае. Все спектакли и концерты, идущие на сцене театра оперы и балета, должны быть идеально отрепетированы, музыкальное качество – на максимально возможном уровне. При этом артисты не должны работать с чрезмерным объемом нагрузки. Для оперного театра норма, когда задействованы хотя бы два состава оркестра, в некоторых российских театрах играет до шести составов. К счастью, благодаря поддержке губернатора и правительства Нижегородской области наш театр получил финансовую возможность не только увеличить оркестр, но и значительно расширить состав балетной труппы. Важные изменения произойдут и в оперной труппе: приходит сразу несколько замечательных солистов.
Кто станет управляюшим балетной труппой?
Управляющим назначен Валерий Коньков, замечательный специалист, который 20 лет проработал в Мариинском театре, он будет заниматься поддержанием труппы в художественной и физической форме. Необходимо совершенствование и очищение хореографического языка существующих постановок. Также ведутся переговоры с рядом замечательных российских хореографов по созданию новых постановок на сцене нашего театра.
Какие премьеры планируются в театре?
В этом году, я надеюсь, у нас состоятся две оперные премьеры и две балетные, все творческие договоренности достигнуты. В июне театр представит премьеру – оперу «Орфей и Эвридика» – одну из вершин мирового оперного репертуара, которая будет поставлена впервые в истории Нижнего. Это будет экспериментальная постановка, сыгранная с использованием исторически достоверных инструментах. В календаре нижегородцев, которые интересуются культурой, обязательно должны быть даты двух главных фестивалей, связанных с нижегородским театром оперы и балета. Это традиционный, но при этом концептуально обновленный фестиваль «Болдинская осень» в октябре и фестиваль «Стрелка», который пройдет в конце июне на новой сцене театра в Пакгаузах.
Творческие планы часто зависят от внешних факторов?
От организации и от финансирования зависит многое. Далеко не везде руководство задумывается о том, что культурные институты нужны для того, чтобы сделать жизнь в городе и в регионе достойной и привлекательной. Если реализуется большой проект по созданию IT- кластера, например, то нужно понимать, что люди в современном мире не готовы ехать куда-то только ради большой зарплаты, им нужно высокое качество жизни, которое составляют в том числе интересные культурные события. Те усилия, которые команда Глеба Сергеевича Никитина прикладывает для развития культурного потенциала региона, заслуживают огромного уважения.
Замечательно, что в Нижнем Новгороде появились новые музейные площади, такие, как Манеж, развиваются ранее существовавшие проекты. Оперному театру также нужна внятная стратегия развития, и как раз сейчас мы стараемся ее выстроить.
На вас лежит большая ответственность – нужны принципиально новые подходы…
Мне интересно за это браться, я чувствую поддержку со стороны губернатора, мы в постоянном диалоге с министром культуры Олегом Берковичем. Есть понимание необходимости обновления внутри труппы театра. И обязательно необходима поддержка от горожан, их заинтересованность и вовлеченность. Оперное и балетное искусство — это не только и не столько просто развлечения, это довольно сложный зрительский труд: интеллектуальный, эмоциональный. Но тем оно и интересно, что вызывает комплекс сложных ощущений у человека. Мы будем делать такие постановки, которые смогут вызывать глубокий эмоциональный отклик.
Текст: Наталья Думкина
Фото: Наталья Арсланова
Комментарии (0)