18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Феликс Верховодов: «Я не представляю, как это я приду к художнику и скажу: «Слушай, ну нарисуй мне кенгуру!»

Ресторан «Парк Культуры» не зря называется «галереей вкуса» – картины, которые постоянно украшают там стены, и правда позволяют называть это место галереей. Мы поговорили с хозяином картин и самого ресторана, Феликсом Верховодовым, о его коллекции живописи, необычном формате ресторана и о том, как близость искусства влияет на все аспекты жизни.

У меня никогда не было сознательной цели заняться коллекционированием живописи. Так сложилось, что 25 лет назад я начал собирать картины художников, с которыми тогда общался и дружил. Мы встречались, дарили друг другу подарки, они, естественно, дарили картины. Так собралось какое-то первое значительное количество работ, и знакомые начали подсказывать: неплохо бы для целостности добавить к ним работы тех или иных нижегородских авторов. Тогда художники жили плохо, бедно: денег у музеев не было, людей, интересующихся современным искусством, тоже было немного. Потом на рынке появилась коллекция «Инкомбанка» на полсотни работ, и там были полотна интересных мне авторов. Чтобы ее не разорвали на части, мы с коллегами выкупили коллекцию целиком. Так оформилась первая сотня работ.

Живопись никогда не была для меня предметом инвестиций. Все работы, которые у меня есть, я приобретал по принципу «люблю-не люблю», а не потому, что кто-то там дорого стоит или престижный. Я знаю практически все работы той же Аси Феоктистовой, мы с ней уже 30 с лишним лет знакомы, но даже у нее есть вещи, которые я в коллекцию не взял бы. То же самое с Сергеем Сорокиным: следуй я инвестиционной логике, должен был бы скупать у него все, что шевелится, и я хорошо к нему отношусь, но есть вещи, которые мне не нравятся. Их я никогда не куплю, будь они хоть сто раз «инвестиционно-выгодными». Мне не безразличны мои личные эмоции, которые я испытываю к картинам. Я же их не для продажи покупаю, а для удовольствия!

У меня разные есть картинки, не только нижегородских авторов. Брюллов, Репин, Малютин, Васнецов, у меня отдельная экспозиция Арона Буха, Слепышева, отдельная экспозиция графики Зверева. Целая коллекция из парижской серии коллекционера Попова. Но сегодня мы разместили коллекцию работ, которая отражает красоту города – как парадных улиц и площадей, так и маленьких двориков. Многие из них теперь можно увидеть только на картинах. Это наш подарок Нижнему Новгороду и его гостям к юбилею!

Здесь сейчас висит полсотни работ, что-то висит дома, что-то – в другом доме. Есть и хранилище, есть работы, что висят у меня во Франции. Любимые авторы: Данилов, Каковкина, Приданов. Есть чувашские авторы, Дынников, Сорокин точно дома есть.

Любимов, Шихов, Ким, Белосейский – это все заслуженные художники из Нижнего. У меня же вкус, который немного отличается от классики: люблю вещи в более современном стиле. Но у меня нет работ, написанных на заказ. Под заказ еще ни у одного художника не получалось хорошо сделать. Я этих людей знаю: он встал, пошел, ему взбрендило, получилось здорово. А когда художнику говоришь: «Хочу два на два, вот тут цыпленочек, а тут цветочек», то получается неинтересно. Я не представляю, как это я приду к художнику и буду говорить ему: «Слушай, ну нарисуй мне кенгуру!» Это смешно!

 

В планах у нас есть давать художникам возможность безвозмездно здесь повисеть, а может, таким образом и продать что-то из своих работ. Но есть люди, которые мыслят: «Ну как же так, мы в ресторане повесим свои работы?!». Я считаю, для искусства не обязательна галерея, гранитные полы, мраморные перила.

 

Ресторану всего два года, и выпали они на пандемию, кризисы всевозможные, поэтому пока не все планы мы смогли осуществить. Когда мы называли это место «Парк культуры», мы говорили о том, что это будет больше, чем ресторан. В планах – и школа живописи, и мастер-классы художников, которых я знаю. Каждый четверг на этих скамейках около ресторана действительно собираются художники. И это только начало!


Я не люблю пафосно рассуждать, но что такое живопись? Когда человек с искусством живет, он по-другому начинает к жизни относиться. Тех, кого живопись окружает везде – на даче, в квартирах, офисах – окружает цвет, мысль, страсть. Даже если люди относятся к искусству как к средству накопления, инвестиции, это тоже здорово, потому что искусство все равно будет влиять на тебя, твоих детей, само, хочешь ты этого или нет. И в обратную сторону это тоже работает: если у тебя нет восприятия, которое дает жизнь рядом с искусством, то как бы ты ни убивался, ты не откроешь ресторан, который будет давать 500 человек каждый день на летней веранде. Если бы я думал только о деньгах, не было бы здесь этих деталей, у меня супруга не собирала бы полевые цветы, чтобы украсить ими столики в зале, мы бы не имели результата, который есть. Это относится ко всему: к бизнесу, вождению автомобиля, отношению с людьми. Присутствие искусства все меняет. Я был государственным деятелем, когда начал собирать коллекцию, потом занимался частным бизнесом, я 15 лет жизни отдал компании «Газпром», и, если бы я все эти годы не окружал себя живописью, художниками, я был бы такой же развращенный циник, как многие бизнесмены и коммерсанты. Я бы не занимался восстановлением храмов, реставрацией памятников культуры и архитектуры, я бы сидел сейчас здесь и орал на подчиненных, считая только деньги. И денег было бы меньше, кстати!

Михаил Дуцев, "Крыши Ильинки"

Михаил Дуцев, "Крыши Ильинки"

А. Лагеда, "Весна, мост, крыши"

А. Лагеда, "Весна, мост, крыши"

Сергей Сорокин, "Пискунова, 30"

Сергей Сорокин, "Пискунова, 30"

Александр Инютин, "Вид на Оку"

Александр Инютин, "Вид на Оку"

Олег Бордей, "Бетонные ритмы"

Олег Бордей, "Бетонные ритмы"

текст: Анастасия Базилева

фото: из архива героя

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: