Пока столетие революции шагает по стране из проекта в проект, особняки на Рождественской упорно хранят свои тайны. Для очередной fashion-съемки редакция «НН.Собака.ru» нарушила покой одного из них и вместе с хореографом Денисом Жигальских пробралась в усадьбу Костромина-Шушляева на Рождественской. И случайно устроила там новую революцию – с дымовыми шашками и граффити на стенах. Что получилось – смотрите в октябрьском номере. А в качестве превью – история одного нижегородского особняка, рассказанная новым владельцем, и бэкстейдж с хулиганских съемок.
На месте особняка на Рождественской, 30 когда-то очень давно были древние палаты. Затем участок приобрел купец Костромин и поручил немодную по тем временам постройку переделать в добротный дом. Исполнителем купеческой мечты стал архитектор Ефимов. К концу 1820-х здесь уже красовался трехэтажный каменный дом с лепным карнизом и балконом с чугунной решеткой, отлитой на металлургическом заводе в Выксе. И балкон, и решетка сохранились до сих пор – с этой точки открывается отличная перспектива на Рождественскую в сторону Кремля.
В середине XIX века усадьба сменила хозяина – дом и участок перешли в собственность купца Шушляева. Тот не стал трогать главный дом, но рядом построил еще два флигеля по проекту архитектора Ужумедского-Грицевича. От классицизма к тому времени отказались и новые здания возвели в готическом стиле – со стрельчатыми окнами и ажурными металлическими гребнями, украшавшими крышу.
В 1917-м в город пришла революция, и пышный купеческий особняк переделали в детский сад. Причем, по словам нынешнего владельца здания Андрея Моисеенко, дом под новую функцию переделывали не слишком бережно: в некоторых залах полностью уничтожили роспись на потолке, а при переходе на угольное отопление выломали все камины.
Андрей Моисеенко К нам в собственность здание перешло к концу 90-х. Уникальное здание, ему ведь уже почти два века. Многие вещи утрачены, но некоторые удивительным образом сохранились. Дом построен в так называемом «дворцовом стиле» - по крайней мере, структура залов такая же. По некоторым параметрам особняк был даже круче петербургских дворцов. Когда мы начали реставрацию, то нашли паркет из семи пород дерева, в то время как в том же Петергофе использовали всего четыре-пять пород. Была еще лепнина в виде нотного стана – очень филигранная работа. А лица ангелов вообще можно сравнить с западными образцами». |
Съемки «НН.Собака.ru» решила проводить именно на втором этаже, куда и пригласила «новых революционеров» во главе с хореографом Денисом Жигальских. В руках - баллончики с краской, под ногами - обломки столетней плитки от камина, рядом со строительными лесами - штатив с фототехникой. Хулиганского вида парни в толстовках жгли дымовые шашки и беззастенчиво мешали ходу реставрационных работ. Но Андрей Моисеенко уверяет: еще полтора века назад те же амуры наблюдали за тем, как изящные дамы музицировали или разыгрывали пьесы для домашнего театра.
Андрей Моисеенко На третьем этаже мы нашли замурованные в стены репродукции картин. Конечно, это были какие-то театральные «подмалевки» без какой-то высокой художественной ценности. Но историческая ценность их высока. Мы делали экспертизу, и специалисты выяснили, что эти репродукции известных полотен были театральными декорациями». |
Совсем скоро зданию вернут его исторический облик - с роскошной лепниной, «китайским» потолком и творческим духом.
Комментарии (0)