Из-за резкого повышения курса доллара и евро в России сложилась уникальная ситуация: впервые за долгое время техника, гаджеты и одежда стоят у нас дешевле, чем аналоги на Западе, продукты же напротив — дорожают. Как долго это продолжится и на какие товары ждать роста цен в следующем году?
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА
Электроника и бытовая техника в России стоят сейчас дешевле, чем в любой европейской стране. Валютные колебания пока не привели к росту цен в этой отрасли — многие магазины реализуют товар, который закупался по старому курсу. Гипермаркеты электроники говорят о росте потребительского спроса: делая покупки, покупатели стремятся сохранить свои сбережения в более понятной им вещественной форме. Продавцы бытовой техники пока не поднимают цены, рассчитывая заработать на объёме продаж. Но эта ситуация изменится после Нового года. По прогнозам представителей крупнейших торговых сетей, иностранная бытовая техника может подорожать на 15%. С другой стороны, в России располагаются производства многих известных фирм, таких как Bosch, LG, Samsung, Indesit. Поэтому стоимость техники местной сборки увеличится максимум на 5% за год.
Юлия Зотова, пресс-секретарь компании «М.Видео»: В этом году цены на многие товары в «М.Видео» остаются на прежнем уровне. Это связано с несколькими факторами: во-первых, за счёт стока — большинство товаров было закуплено заранее и по предыдущему курсу, во-вторых, за счёт действий производителей, которые не хотят повышать цены перед новогодними праздниками, когда люди активно покупают новую технику. Мы прогнозируем, что в начале следующего года стоимость техники в зависимости от категории может вырасти на 5-15%. Причём у локализованных товаров рост цен пройдёт по нижней границе, примерно +5% к нынешней стоимости. Эрозия цен (ежегодное снижение цен) сгладит возможный рост, так как в ряде категорий она достигает 40%. Планирование маркетинговых активностей мы будем проводить с учетом нынешних реалий. Скорее всего мы не будем менять намеченный курс: сейчас в сети, на федеральном уровне, активно действуют скидки и акции, по которым наши покупатели могут приобрести товар с явным преимуществом. Также мы активно работаем с интернет-сообществом: привлекаем известных блогеров и путешественников для проведения совместных проектов. Но одним из главных направлений является развитие стратегии интеграции офлайна и онлайна – она даёт очень хорошие результаты: рост более 70% по итогам 3х кварталов этого года. Во многом эти цифры достигаются за счёт удобства для покупателей». |
Сеть Media Markt также говорит о неизбежности повышения цен. «Многие крупные производители потребительской электроники уже подняли цены на 10-15%. Производители так называемой «белой техники» (крупная бытовая техника и мелкая бытовая техника) поднимают цены на 5-10%», - прокомментировала сайту «Собака.ru» Анна Трофимова, руководитель PR-отдела сети.
Запрос редакции в крупнейший по размеру выручки в 2013 году онлайн-магазин электроники и бытовой техники «Юлмарт» остался без ответа.
ГАДЖЕТЫ
Аналогичная ситуация происходит пока сохраняется и на рынке гаджетов. Резкий рост доллара и евро по отношению к рублю привел к тому, что российская цена, например, на iPhone 6 в пересчете на евро стала одной из самых низких в мире. Что, кстати, мало сказывается на реальном положении дел. Редакция попыталась найти смартфон в официальных точках продаж, однако столкнулась с острым дефицитом гаджетов.
Стоимость iPhone 6 (16ГБ)
*С учетом налога с продаж Цены указаны в пересчете на рубли |
Официальный дистрибьютер продукции Apple в России сообщил о возможном повышении роста цен до конца года. Интересно, что эта мера несколько противоречит ценообразованию главной компании: принцип Apple — не пересматривать стоимость своей продукции в зависимости от колебания курсов, она устанавливается один раз, при выходе новинки на рынок, и падает только с выпуском модели следующего поколения. Конечно, контролировать розничные цены сам Apple не может, но их повышение само по себе говорит о том, мера вынужденная, и рынок ждет неизбежная «тряска».
Людмила Семушкина, руководитель сулужбы по связям с общественностью Inventive Retail Group (монобрендовые магазины re:Store): На сегодняшний день 20 ноября цены на товары в нашем магазине re:Store пока неменялись. Цены на полке зависят от закупочных, как только изменятся закупочные цены – вырастут цены для потребителя. Мы ожидаем повышения цен на продукцию Apple. Вполне возможно, что это произойдет до нового года. Скорее всего, цены повысятся на сразу несколько групп товаров. Каких-то значительных скидок и акций у нас не предусмотрено, это не наш формат работы. Мы не дискаунтеры, у нас бывают специальные предложения в праздники, специальная студенческая акция или распродажи аксессуаров. Год для всех ритейлеров будет непростой. Увеличение цен значительно перераспредели покупательские предпочтения и сместит их на товары первой необходимости. Но если вспомнить кризисный 2008 год, то фанаты бренда остаются всегда, трафик уменьшается, но становится более качественным – приходят те люди, которые точно хотят купить и точно знают что». |
Редакция попыталась связаться с пресс-службой Google, однако компания отказалась давать комментарии и прогнозы по уровню цен в будущем году. Официальный запрос в российское отделение Apple остался без ответа.
Читать также:
Что происходит с рублем и когда это закончится?
ОДЕЖДА
В конце сентября российский рынок решила покинуть британская сеть — River Island, а также марки OVS и Esprit. Октябрь стал последним месяцем для немецкого бренда Gerry Weber — он также ушел с отечественного рынока. Наконец, в начале ноябре стало известно, что британская марка женской одежды New Look прекращает деятельность на территории России и Украины. Ситуация в сфере масс-маркета, прямо скажем, неоднозначная. Так, вице-президент бренда Sela напротив заявил, что компания намерена открыть до конца года 10 магазинов.
В четверг, 20 ноября, онлайн-издание The Business of fashion в материале How Russia’s Isolationism is Impacting Fashion заявило, что Россия из перспективного игрока в сфере моды за 9 месяцев превратилась в отстающего. Так в первом полугодии 2014 года продажи в России в сегменте фэшн сократились на 7-8 процентов, если сравнивать с тем же промежутком времени в 2013 годом (согласно статистики компании Fashion Consulting Group). Однако прогнозы, которые дает компания, очень пессимистичны: российский фэшн-рынок опустится еще на 20 процентов к концу 2014 года.
Кстати, как и в сфере электроники, в сегменте легкой промышленности наблюдается российская ценовая аномалия: крупные сети продают одежду, закупленную еще по старому курсу. Таким образом, некоторые позиции крупных сетевых брендов в России стоят столько же или даже дешевле, чем аналоги в Европе. Для наглядности мы выбрали три мировых бренда в сегменте масс-маркет — H&M, Gap и Zara — и сравнили, во сколько обойдутся покупки базовых вещей в России и в мире.
H&M
|
Gap
|
Zara
|
|
Россия | 299 руб | 2 999 руб | 2 299 руб |
США | 280 руб | 3 290 руб | 3 287 руб |
Британия | 293 руб | 3 302 руб | 2 202 руб |
Китай | 383 руб | 3 834 руб | 2 759 руб |
Дания | 396 руб | 4 121 руб | 2 370 руб |
Франция | 294 руб | 4 121 руб | 2 353 руб |
Цены указаны в пересчете на рубли по курсу ЦБ на 20.11.2014
Алена Локтеева, и. о. руководителя отдела связей с общественностью Topshop в комментарии The Village: Topshop — британская марка, поэтому мы привязаны к курсу фунта стерлингов, самой дорогой валюты из основных. Можно ожидать роста цен на определённые категории товаров. Но увеличение цен на весь ассортимент — достаточно радикальная мера. Ассортимент сам по себе не пострадает, мы всё так же нацелены представлять в России все коллаборации: Unique, Boutique и Limited Edition. Очень трудно прогнозировать изменения, учитывая политическую и экономическую ситуацию в России сейчас. Мы постоянно мониторим рынок и цены, поскольку, что бы ни происходило с курсами, мы нацелены на то, чтобы цена была конкурентоспособной». |
У H&M на настоящий момент цены без изменений, работа идет в обычном режиме, прокомментировали нам в пресс-службе. Вопросы о прогнозе на будущий год представители компании оставили без внимания.
Сергей Ковеленов, руководитель российской марки одежды Oh, my: Цены мы никак не меняли. К валюте у нас привязана только стоимость ткани, которую мы покупаем заграницей. Закупке материалов отводится не самая главная роль, если оценивать себестоимость изделия. Даже при колебаниях валюты в 20-30% на розничной цене этот факт никак не отразится. Все остальные процессы у нас находятся в России, а цены на них колебанию не поддаются. Мы считаем, кризис сильно не повлияет на спрос. По сути, мы продаём хлеб, соль и спички, а это жизненно необходимые вещи в каждом доме. Со своей стороны мы продолжим предлагать покупателю качественный, произведенный в России, продукт за разумные деньги и очень хороший сервис. Покупатель это видит, знает и остается с нами». |
Илья Вахошкин, байер магазина мужской одежды Mint Цены изменились на те товары, которые мы выкупали уже после скачка курса. Цены на ту продукцию, которую мы выкупили еще в сентябре, до резкого скачка, не поднимали, сохранили на том же уровне. И поднимать цены на этот товар тоже не планируем. Я думаю, при дальнейшем развитие кризиса мы будем делать меньший акцент на дорогие бренды, постараемся представить больше бюджетных и молодых марок. Сделаем акцент на те сегменты, которые востребованы всегда». |
Отдельно стоит отметить, что в конце октября министр экономического развития Алексей Улюкаев в интервью «Российской газете» заявил, что порог на беспошлинную интернет-торговлю будет снижен с 1 тысячи евро до 500. Раннее в СМИ звучала информация о том, что изменения вступят в силу с 1 января 2015 года.
Что это значит? Совершать покупки в интернет-магазинах до 500 евро вы можете без проблем. Однако если стоимость заказа будет выше этой суммы, то вы обязаны заплатить 30% налога с «превышения» — разницы между суммой покупки и установленным лимитом.
ЕДА
Казалось бы, с учетом антироссийских санкций и скачка валютного курса, подорожать должны были иностранные продукты и ингредиенты, но здесь Правительство относительно обезопасило себя — перейдя на расчеты с импортерами в местной валюте (в основном, это китайский юань). Рост цен произошел на те группы товаров, от которых этого ждали меньше всего. Первой панику среди населения подняла гречка, цены на которую, кажется, скоро станут лакмусовой бумажкой российского кризиса. По данным Росстата, цена гречневой крупы в России с 1 по 17 ноября выросла на 27,5 процента. Резкий рост цен в министерстве сельского хозяйства объясняют ажиотажным спросом. Гречка хорошо хранится, поэтому люди делают запасы. Некоторые гипермаркеты уже ввели ограничения на продажу этой крупы — не более пяти пачек в одни руки. Правда позде некоторые торговые сети («Ашан» и «Лента») поспешили успокоить население и заявили, что это лишь маркетинговый ход.
Вслед за гречневой крупой ускорился рост цен на рис и на пшено. Кроме того, из-за повышения цен на зерно, скорее всего, подорожают и макаронные изделия. По прогнозам экспертов, речь может идти о росте цен на макароны на 20-25%, сообщает «Интерфакс». При этом, само правительство заявляет о том, что не допустит резкого скачка цен к новому году и готово применить инструменты гос. регулирования, чтобы этого не произошло. О долгосрочном прогнозе цен делать выводы пока рано.
Читать также:
Что происходит с рублем и когда это закончится?
Подготовили: Александра Козлова, Алена Галкина, Михаил Стацюк
Комментарии (5)