18+
  • Что где есть
  • Тенденции
Тенденции

Поделиться:

Изменения есть: Подводим гастро-итоги года вместе с шефами!

В последнее время общепит как будто переживает небывалый подъем: заведения открываются одно за другим, и дома есть вроде уже и не принято. Шеф-повара Руслан Галузо, Дмитрий Степанов, Александр Николаенко и Иван Кузнецов размышляют на эту тему, попутно примеряя образы отчаянных домохозяек и пытаясь по-быстрому срубить капусты.

По часовой стрелке: Дмитрий Степанов, Иван Кузнецов, Александр Николаненко, Руслан Галузо

По часовой стрелке: Дмитрий Степанов, Иван Кузнецов, Александр Николаненко, Руслан Галузо

Итак, процветает ли и развивается гастросфера в Нижнем?

Руслан: Она растет понемногу, но развиваться ей особо некуда. Мы очень ограничены в аудитории, финансах и продуктах. Нас от заграницы отличает то, что у них изначально хороший продукт. Их главная задача – не испортить и подчеркнуть его достоинства. Мы же, наоборот, работаем по принципу «че достал», и дальше это нужно как-то приготовить. Но это не только нижегородская проблема, а вообще локальная: те люди, которые могут вкладываться в рестораны, не хотят это делать в Нижнем, потому что окупаемость здесь в разы ниже, чем в том же Ярославле, а тем более в Москве.
Александр: Мало трафика.
Руслан: И он не увеличивается. Это одни и те же люди, переходящие из одного места в другое.
Иван: Мы вот «Мясорубку» открыли в Сормове, но большая часть публики, мне кажется, все равно приезжает сверху, особенно на гастрономические вечера. Если же смотреть по срезу сети «Самурай», то увеличились и проходимость, и доставка, и средний чек. Возможно, дело не в том, что люди богатеют, а в том, что меняется восприятие, – меньше готовят дома.
Руслан: А молодежь вырастает на стритфуде и сваливает из города. Вот где сейчас бывает молодежь?
Александр: У меня.
Руслан: К тебе и постарше люди заходят, потому что формат интересный. Но попробуй его расширить – и ему кирдык. А если сделать рядом несколько похожих заведений, их некем будет наполнить.

Руслан Галузо

Руслан Галузо

Александр Николаенко

Александр Николаенко

Иван Кузнецов

Иван Кузнецов

Дмитрий Степанов

Дмитрий Степанов

То есть признак развития ресторанной культуры – это увеличение трафика, так?

Руслан: Для того чтобы все развивалось, нужны деньги. Чтобы были деньги, нужен трафик.
Александр: Туризм надо развивать, вспомните ЧМ – это было просто шикарно. Если у нас будет приток хотя бы в одну треть того потока гостей, город расцветет. Но этим должны заниматься агентства все-таки.
Руслан: А пока мы живем в крупном городе, в котором мало людей.
Александр: И у которых не принято по ресторанам ходить.

Почему, кстати?

Руслан: Многие скажут: «У нас нет денег». Я на это отвечу: их действительно нет – они дома оседают в холодильниках в испорченных продуктах. А чтобы заставить себя пойти куда-то, человек начинает думать: «А во что я оденусь? Это ж надо каблуки-платья!». Не надо! Будьте проще! Рестораны и кафе работают для того, чтобы вы приходили туда отдыхать, а не выставлять себя напоказ.
Александр: Но это более взрослое поколение. А молодежи сейчас все равно.
Руслан: Но у нее нет денег. Есть только на какой-нибудь стритфуд. Но против него я не имею ничего совершенно, зная, какой мощный рынок стритфуда в Азии или в той же Турции: они делают колоссальные деньги. Ни один ресторан столько не зарабатывает. И это огромное количество разнообразной еды, мегакрутых идей. Но тут мы возвращаемся в нашу действительность: а можно ли у нас такое сделать? И дальше начинаются политика, разрешительные документы, Роспотребнадзор и так далее. Поэтому, с одной стороны, есть бешеный потенциал, есть люди, которые готовы этим заниматься, и есть люди, для которых можно это делать, хотя их мало. Но дальше начинаются препоны.

А каковы у нас перспективы гастротуризма?

Дмитрий: Он медленно, но развивается. Например, последние пять лет очень много гостей приезжает на новогодние и майские праздники, особенно большой поток москвичей и питерцев. Проходят гастрономические и тематические фестивали, тот же самый «Рождественский базар» предполагает какие-то точки питания. Развивается потребность в разнообразии еды и способах ее употребления, в том числе и на ходу. А потом, чем больше люди пробуют, тем лучше развивается их вкус, и любопытство толкает на дальнейшие исследования.

А сама культура потребления развивается?

Дмитрий: Да, конечно. Лет десять назад основатель интернет-сообщества «Едакция» Юра Попов, занимаясь продажей чая и кофе, сетовал на низкий спрос. Сейчас выйди на любую улицу – все идут со стаканами, и оборот зерна, увеличился в сотни раз, наверное. То же самое и с едой, растёт число точек питания.

Скорость восприятия новизны растет?

Иван: С этим сложно. Наши гости, например, иногда просят тартар прожарить. На мой взгляд, у нас народ довольно консервативный в плане еды, восприятия каких-либо других вкусов и продуктов. И если взять аналитику продаж любого заведения, то самыми «едабельными» окажутся «Цезарь» или «Филадельфия», если они представлены в меню, потому что эти блюда понятны и знакомы. И соотношение получается примерно такое: процентов двадцать публики готовы и хотят пробовать что-то новое, а остальные восемьдесят, даже если случайно это новое попробуют, в следующий раз из всего незнакомого будут брать именно его. Снова консерватизм.
Александр: Многое зависит от шефа. Если у меня, например, люди привыкли есть листья, мох и все такое, они ожидают этого от меня. «Ну, это ж Николаенко! Мы знали, куда идем». Я могу дерзить. Но я адекватно отношусь к тому, что кому-то это может не нравиться, хотя раньше мог и расстроиться.

Ну а в плане личных успехов как оцениваете уходящий год?

Дмитрий: В самом конце 2017 мы открыли ресторан «Куркума», но основной период его развития пришелся как раз на 2018. Сейчас это самый масштабный проект сети Berezka Group. Перед открытием мы ездили вдохновляться в Стамбул, позже привозили сюда с мастер-классами турецкого шеф-повара, а с моим независимым проектом «Горячо. Гриль на колесах» мы покатались по многим фестивалям и в ноябре запускаем стационарную локацию «Горячо. Бар и гриль». Там будет открытый гриль-бар с нашим смокером, который я сам проектировал. Будут свиные и говяжьи ребра, бургеры. Но еще хотим сыграть на контрасте и сделать крутые вегетарианские блюда.
Руслан: Я сейчас не привязан к какому-то конкретному месту: строю кейтеринговый фудтрак – кухню, которая может приехать в любое место, без раскладки, воды и каких-либо условий.
Александр: У меня все стабильно: в основном занимаюсь «Селедкой и кофе» – жаловаться не на что.
Иван: У нас в Ilyingroup за конец 2017 и весь 2018 открылись три новых бургерных и гастробар «Мясорубка», который для меня вообще стал отдушиной. Скоро появится четвертая локация сети «Ты+Бургер» на Покровке. А весной планируем открыть на Белинке большой ресторан Ribs с моей авторской кухней в трех концепциях. Там мы уже нацеливаемся на взрослую аудиторию.

Текст: Виталия Голованова

Фото: Софья Гончаренко

Идея: Дарья Колосова

 

 

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: