В новом спецпроекте «НН.Собака.ru» рассказывает о тех вызовах, на которые приходится отвечать женщинам, занимающим высокий пост, управляющим компанией, развивающим свой бизнес. Поговорим о стереотипах, с которыми они успешно борются, и непростых выборах, которые им нужно совершать каждый день.
За моими плечами 15 лет непрерывного опыта управления заведениями. Когда я начинала свой бизнес - молодая, симпатичная девушка, которую никто не воспринимал всерьез - главной проблемой были сексуальные домогательства со стороны контрагентов. Я держала небольшие столовые, и мы зависели от сторонних организаций - поставщиков. Часто поступали недвусмысленные предложения, которые были связаны с выбором нас как исполнителей. Это было омерзительно. И этого было так много, что стало правдой жизни. Нужно было либо действовать, либо уходить из бизнеса.
Другая проблема, в сфере управления общепитом – это высокая физическая нагрузка. Когда у тебя небольшой бизнес, многие вещи ты физически делаешь сам: что-то привезти, переставить, дотащить. Однажды напился повар, и мне пришлось самостоятельно разделывать тушу.
У меня даже разборки были. За территорию выездного обслуживания. Конкурент позвонил мне и вызвал на «разговор». Приехал на огромном джипе, и к нему выхожу я – в сарафане с розочками. Меня удивило, неужели здоровому мужику не стыдно запугивать девушку? Конечно, в тот момент мне было страшно. С другой стороны, а что мне еще оставалось? За моей спиной люди, за которых я несу ответственность. Засучила рукава и вперед!
Когда не было денег на открытие Terrapia, я согласилась на продажу доли заведения. Сначала все было хорошо, но из обещанных 40%, так называемый партнер внес 6%, и при этом уже вел себя как собственник, я кормила его, кормила его сотрудников, а он возмущался, что получает слишком мало, по его мнению, прибыли. Через какое-то время, он начал обвинять меня в обмане и мошенничестве. Приходил, угрожал, обрывал телефон. В этот момент я почувствовала абсолютное бессилие и страх. Я обратилась к друзьям (мужского пола в том числе) и они помогли мне разобраться с ним. Хотя, в ресторанном бизнесе много адекватных людей и много адекватных мужчин.
Я считаю, женщине в принципе достаточно сложно в бизнесе. Любом, но особенно в ресторанном. Сложно именно в той патриархальной, принятой обществом модели управления. Представляя себе лидера, мы воображаем высокого статного мужчину с низким голосом, в меру снисходительного и надежного. Плюс часто женщина в конечном итоге предпочтет карьере семью. Благо сейчас мы живем в то время, когда нет социального давления, если ты выбираешь бизнес. Я реализуюсь своих проектах как творец. Девушками, у которых получается совмещать карьеру и семью, я искренне восхищаюсь.
Мне как специалисту иногда предпочитали мужчин. Причина – «Наташ, ну ты же девочка». Оказалось, что приоритет не за компетенцией, опытом или эмоциональным интеллектом – просто на мужчину начальнику проще наорать. А я могу заплакать.
Вся моя карьера в ресторанном бизнесе построена именно на этом – приходилось постоянно доказывать, что я не просто ходячие сиськи. Во многом из-за этого я постоянно училась и развивалась в профессиональном плане. Со временем я научилась мимикрировать и играть по правилам этого мира, однако решить вопросы «на рыбалке» так и не стало моей историей. Все эти сосисочные вечеринки рестораторов меня не привлекают. Я за здоровую конкуренцию, а не за «дружбу» сквозь зубы.
Я пробовала управлять бизнесом по-мужски: дистанцироваться от команды, вводить систему штрафов и так далее. Быть стервой. Но при этом внутри я переживала огромное сопротивление этой тактике и выгорала. Задачи выполнялись, но это не стоило того разочарования в работе, которое я чувствовала при такой системе управления. Слишком формально, слишком поверхностно.
Ресторанный бизнес на 100% командный бизнес, он не выносит героев и единоличников. Как и я. На первом месте для меня всегда стоят интересы команды.
Не люблю звезд, которые приносят в коллектив вред и раздрай. К тому же я готова поддерживать и развивать любые предложения своих сотрудников. Инициатива поощрительна, но наказуема: если ты с ней выступил – не перекладывай на других, бери все в свои руки и доводи до конца.
Для управления и стратегии развития ресторанного бизнеса творческая и эмоциональная история очень важны! Все что стоит за техническими и финансовыми аспектами – рабочая система, не требующая каких-либо чувств. А вот то, что касается создания атмосферы для людей – это уже чисто эмоциональный менеджмент, больше женская форма управления. Это образ мамочки: модель поведения, когда можно довериться, положиться на начальницу, «мамочка придет и со всем разберется», а сотрудники работают не на тебя, а с тобой. Если что-то идет не так, это ошибка всей команды. Если мы успешны — это наша общая заслуга.
Текст: Диана Микрюкова
Фото: Из личного архива героини
Комментарии (0)