18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

«У меня сложные отношения с современностью, такое ощущение, что всё вокруг происходит как-то не по-настоящему»

Рассматривать портфолио Александра Лаврова все равно что изучать историю российского искусства за последние (страшно сказать!) полвека. Переосмысление мировой классики, постмодернизм, поп-арт, китч, наконец совриск с его шокирующими инсталляциями и высказываниями на актуальные темы – все это Лавров-художник, дважды номинант премии Кандинского, участник выставок в Пушкинском музее, Гараже и Арсенале. Но есть еще и Лавров-коллекционер, создатель «Игрушечного музея» на главной улице города. Раскрыть такую многогранную личность смог бы только его коллега, поэтому с Александром поговорил Артем Филатов, художник и основатель студии «Тихая», резидентом которой Лавров и является.

На Александре Лаврове его работа из серии «Головы»

На Александре Лаврове его работа из серии «Головы»

«Искусство – это способ зацепиться за что-то вечное»

Артем Филатов: Принято считать, что костяк нижегородской художественной сцены составляют сегодня молодые авторы. Художникам, которые еще не действовали в профессиональном поле на рубеже XX–XXI веков, да и мне самому интересно изучить твой многолетний опыт. Расскажи, как все начиналось? И что стало твоим первым увлечением – творчество или коллекционирование?

Александр Лавров: Конечно, творчество. Мой папа был директором художественной мастерской кинофикации, которая занималась рекламой фильмов, поэтому я вырос в художественной среде. В двенадцать лет я познакомился с потрясающим художником Александром Холиным, графиком, архитектором, в ту пору студентом строительного института. Он открыл мне мир настоящего искусства, от него я узнал о Шагале, Ван Гоге, Сезанне, Пикассо. Несмотря на разницу в возрасте, мы были с ним на одной волне. Он и дал толчок моему творчеству – вместе мы делали деревянные фигуры для детских площадок, а зимой – ледяные скульптуры для парка имени Свердлова.

Артем Филатов: В частных разговорах ты часто упоминаешь художников, своих современников, многих из которых я не знаю. Что это были за люди? Кто был для тебя в искусстве «мастер-фигурой»?

Александр Лавров: На меня в первую очередь влияли московские художники. В конце семидесятых мы ездили в Москву, там на Малой Грузинской, в том самом доме, где жил Высоцкий, располагался горком художников-графиков. В его залах, достаточно трешевых, проходили самые интересные на тот момент выставки. Каждый месяц мы, как на службу, ездили туда смотреть искусство. На меня тогда очень сильное впечатление произвел  Вячеслав Калинин, я даже был у него в мастерской. Наверное, мое увлечение графикой идет оттуда, от работ Калинина и еще Дмитрия Плавинского. 

Артем Филатов: С чем был связан выбор графики? С детской насмотренностью? С доступностью технологий и материалов?

Александр Лавров: Я, кстати, очень хотел купить тогда офортный станок, но для этого надо было обязательно быть членом Союза художников. Чтобы заниматься живописью, нужно место, своей мастерской у меня не было, а вот рисунки я спокойно мог делать у себя дома: днем работал в кинотеатре, а по вечерам рисовал для себя. Так появилась серия «Реплики» – оммажи моим любимым художникам.  В ней есть парафразы «Происхождения мира» Курбе, «Трех возрастов женщины» Климта, «Вавилонской башни» Брейгеля.

Инсталляция Александра Лаврова на выставке «Обратно домой»
Олеся Филатова

Инсталляция Александра Лаврова на выставке «Обратно домой»

Инсталляция «ГАЗ»

Инсталляция «ГАЗ»

Артем Филатов: Почему ты обратился к классикам, а не современникам, которые находились с тобой в общероссийском и нижегородском поле?

Александр Лавров: В моей жизни всегда была музыка. Я слушал Баха и думал: что бы могло ему соответствовать? И ничего лучше представить не мог. Бах и сейчас меня вдохновляет.

Артем Филатов: Часто я сталкиваюсь с мнением, что современное искусство – это поиск нового, прогресс, предвосхищение будущего. Такую позицию подкрепляет и внешний запрос: все вокруг сейчас говорят об искусственном интеллекте, о медиаискусстве. Я считаю такой подход ошибочным:искусство всегда автореферентно, оно обращается к собственной истории и изучает самое себя. Например, многие современные художники обращаются к тому же Курбе, произведения которого сами по себе никак не связаны с актуальной проблематикой и контекстом. Как ты обращаешься с историей и современностью? Что является первоисточником твоего творчества – окружающая реальность или «вечные» культурные коды?

Александр Лавров: Пожалуй, культурные коды. Но в свою графику я вносил и современные элементы. Например, взял известную гравюру Мартина Шонгауэра «Искушение святого Антония» и на ее основе в 2022 году сделал «Последнее искушение Незнайки». Получился рисунок-обманка: сначала видишь работу в духе старых мастеров, а потом вдруг узнаешь персонажа из детской книжки. Для меня это способ зацепиться за что-то вечное, а с другой стороны, придать классике забавную интонацию.

Александр Лавров с работой Артема Филатова «Бабочка»

Александр Лавров с работой Артема Филатова «Бабочка»

«Люди хотели жить красиво, и я пытался соответствовать»

Артем Филатов: Ты вошел в искусство через графику. Но нижегородские коллекционеры знают тебя в первую очередь благодаря живописи – кажется, твои картины с игрушечными мишками есть буквально в каждом доме.

Александр Лавров: По правде сказать, меня уже жутко бесит вся эта история с медведями. Но в начале двухтысячных я увлекался поп-артом, у меня была идея стать узнаваемым художником, а для этого каждый должен иметь возможность купить мою работу. Это было время консьюмеризма, люди хотели жить красиво, и я пытался соответствовать. Картины с игрушками – чисто поп-артовский жест, когда рисуешь простую и в то же время милую картинку, которую каждый может повесить у себя дома. У меня даже есть работа, где изображены девять медведей разных цветов, как у Уорхола. Это был такой китч.

Артем Филатов: То есть ты определяешь этот свой период как китч?

Александр Лавров: В принципе да. Очень интересная контркультура, которая до сих пор никем не отрефлексирована, а это было бы интересно сделать. В 2000-е в художественном салоне на Покровке мне выделили угол, и там каждый месяц я устраивал выставку одной картины, которая показывалась в витрине. Это было похоже на «Окна РОСТА» Маяковского – прямое обращение к горожанам. Изображал я абсолютный треш: например, Элвиса, который гуляет по Красной площади как Белоснежка, а за ним летят птицы.

Артем Филатов: То есть в этих работах ты обращался к массовой культуре. Почему для тебя так важна была цитата?

Александр Лавров: Это же направление постмодернизма, который ничего не создает, а бесконечно цитирует.

Артем Филатов: Своими работами ты подтверждал эту постмодернистскую стратегию или хотел найти из нее выход?

Александр Лавров: Тогда я ничего не хотел найти, просто плыл по течению. Ни я, ни мои друзья-художники никогда не анализировали свое творчество.

Артем Филатов: С кем ты в тот момент общался?

Александр Лавров: Мне было важно осваивать ремесло, ведь я не получил глубокого художественного образования. В этом смысле мне очень помог Саша Данилов, именно он научил меня живописи, и сейчас я свободно чувствую себя в этом медиа, хотя почти не делаю живописных работ. И еще, конечно, Гена Урлин, который недавно от нас ушел. Я смотрел на его работы и не понимал, как это он делает. Он просто сломал мое сознание! Мы были близкими друзьями, постоянно говорили об искусстве, но некоторые вещи невозможно объяснить. Я по мере сил был его подражателем.

«Мишка»

«Мишка» 

Объект из серии «Конспираторы наслаждений»

Объект из серии «Конспираторы наслаждений»

«Не вижу смысла в коллекционировании, поэтому и решил открыть музей»

Артем Филатов: Твой коллекционерский запал появился во время создания картин с игрушечными мишками?

Александр Лавров: Да, именно тогда я начал покупать игрушки, чтобы рисовать их с натуры. В какой-то момент моя квартира переполнилась ими, и встал вопрос – либо все это надо выкинуть, либо открывать музей. В самом коллекционировании я не вижу смысла. Я хорошо знаю коллекционеров, и они все напоминают мне Скупого рыцаря, который тешит себя своими сокровищами. Поэтому в 2011 году я и решил сделать «Игрушечный музей». Мне нравится, что нет такого человека, который вышел бы оттуда без улыбки. Я не люблю Барби, но я тратил кучу денег на их приобретение, потому что знаю, сколько людей перед витринами будут рыдать от умиления, вспоминая детство.

Артем Филатов: Коллекционеры, особенно которые начинают собирать предметы без определенной цели, просто на эмоции, часто сталкиваются с разочарованием: со временем их коллекция превращается в мусор, если не дать ей огранку.

Александр Лавров: Согласен. Просто собирать что-то, не имея цели, – бессмысленное занятие.

Артем Филатов: Вместо того чтобы превращаться в пылесборники, предметы должны жить, разговаривать со зрителем. Часто в своих художественных работах ты используешь найденные объекты, которые не оставляешь в девственной неприкосновенности, но изменяешь, подчиняешь своей воле. Ты позволяешь истории предмета как бы находиться в ненадежной позиции: она может быть игривой, фейковой, нелинейной, включать в себя параллельные миры, придуманные тобой.

Александр Лавров: Я сравниваю свои произведения с тем, как иногда выглядят вещи в экспозиции небольших музеев. Например, в Пятигорске в музее Лермонтова имеется всего два предмета, которые хоть как-то соприкасались с поэтом, все остальное – раритеты того времени из комиссионок, с барахолок. Я создаю собственное высказывание, которое получается более убедительным благодаря окружению подлинных вещей.

Артем Филатов: Это очень похоже на выставку «Обратно домой», которую мы проводили в здании бывшего Музея нижегородской интеллигенции в 2017 году. Когда музей работал, стояла кушетка, на которой якобы ночевал Ленин, когда гостил у сестер Невзоровых. Конечно, это была не оригинальная вещь, но ее окружал настоящий музейный трепет. И ты придумал инсталляцию «Ленинлевитация» – фигура Ильича как будто парила в воздухе над томиком «Капитала» Маркса.

Александр Лавров: Но все элементы его одежды – это были оригинальные предметы того времени.

Вход в мастерскую художника рядом со студией «Тихая»

Вход в мастерскую художника рядом со студией «Тихая»

«Эскапизм – единственный способ выживания, мое alter ego» 

Александр Лавров: Для меня коллекционирование, музеи – это все тема эскапизма. В 2018 году я даже придумал проект «Конспираторы наслаждений»: странные объекты, которые якобы собирают люди, – воздух, отражения. Эти коллекционеры не воспринимают мир, не смотрят телевизор, не читают газет. Посмотри фильм с таким же названием Яна Шванкмайера: его герои видят друг друга в толпе, иногда встречаются, но живут по отдельности. Наверное, это и есть мое alter ego.

Артем Филатов: Эскапизм – признание невозможности совладать со временем? Для тебя это слабость или сила?

Александр Лавров: Слабость или сила – оценочные суждения. Есть люди, для которых эскапизм – единственный способ выживания. Они ходят на службу, выполняют положенные ритуалы, но их реальная жизнь устроена по-другому. Такая стратегия актуальна для времен, когда происходит консервативный поворот, когда начинается наступление на личную, интимную жизнь человека. Тогда люди закрываются, как в кокон.

Артем Филатов: Но даже совершая акт эскапизма, человек производит материальную культуру: он может писать картины, книги, наконец, собирать коллекцию. И здесь главная задача постороннего – найти и сохранить эти предметы материальной культуры, чтобы они не вымывались временем.

«Последнее искушение Незнайки»

«Последнее искушение Незнайки»

«Я медленно двигался в сторону современного искусства»

Артем Филатов: Когда в твоей жизни произошел переход от салонного искусства к современному?

Александр Лавров: Трудно сказать, я медленно двигался в эту сторону. Возможно, в 2006 году с проектом «Натюрморты в духе Арчимбольдо» – деревянными скульптурами, имитирующими аллегории итальянского маньериста XVI века.

Артем Филатов: Для меня ты как современный художник в первую очередь ассоциируешься со скульптурными объектами. Например, с проектом «ГАЗ» 2009 года, который был номинирован на премию Кандинского.

Александр Лавров: Меня тогда потряс телевизионный сюжет про то, как из-за реорганизации на автозаводе опытные инженеры были вынуждены делать табуретки и гробы. Готовая история для проекта – ничего придумывать не надо! В центре зала на табуретах стоит открытый гроб в виде машины, а рядом на большом экране идет видео, в котором бывший технолог рассказывает, как ему интересно делать эти самые табуретки.

Артем Филатов: Наши коллеги, молодые художники, в своем творчестве пытаются зацепиться за современность, быстро на нее реагировать. А как ты взаимодействуешь с тем, что происходит здесь и сейчас?

Александр Лавров: У меня сложные отношения с современностью, такое ощущение, что всё вокруг происходит как-то не по-настоящему. Мое искусство – это отказ от сегодняшнего дня. Я его не принимаю и поэтому ухожу в заповедник своих фантазий.

Фото: Артем Шагалкин  
Арт-директор: Даша Колосова
Стиль: Наташа Скифская
Одежда: Yallo
Фото произведений искусства: предоставлены художниками и студией «Тихая» 
Благодарим за помощь в организации интервью и съемок студию «Тихая» и лично Алису Савицкую.

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
Коллекционировать искусство в Нижнем Новгороде 2024

Комментарии (0)

Купить журнал: