18+
  • Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

Полувековой юбилей Вячеслава Зайцева

Дивный номер

Десять див и амбассадоров модных домов примерили кутюрные наряды из кладовых марок. Десять кутюрье открыли архивы и продемонстрировали вышивку гладью и бисерное плетение. Сорок лет в россии официально есть высокая мода, о которой, судя по частоте упоминания в прессе, фэшн-журналисты невысокого мнения. Журнал «собака.ru» вспомнил извилистый путь русского от-кутюр вместе с его создателями.

Тексты: Яна Милорадовская, Ксения Гощицкая, Виталий Котов, Михаил Стацюк

Маруся Зайцева 

для Slava Zaitsev

«Красный Диор», как прозвали его на Западе, первым в СССР
открыл свой дом моды, а в этом году отмечает полувековой юби-
лей творческой деятельности. Внучка Маруся, художник и моде-
льер, — в шубе из кутюрной коллекции Вячеслава Михайловича.

Правда, что вы стали кутюрье абсолютно случайно?

Я всегда хотел быть артистом! В школе во втором классе пошел в ивановский Дворец пионеров, у меня был хороший голос, и я серьезно относился к пению. Мы с моим другом Левкой Андреяновым ходили в хор: я был первым голосом, а он — вторым. В техникуме начал увлекаться драматургией, читал стихи. Неожиданно меня пригласили в Драматический театр, где мне приходилось петь песню «Петушок-петушок, золотой гребешок». В спектакле «Анна Каренина» играл Сережу Каренина. Помню, как-то пришел в театр очень уставшим и уснул за сценой. А тут мой выход! Меня расталкивают: «Слава, просыпайся-просыпайся!», входит Анна Каренина и вопрошает: «Сережа, Сережа?», а я басом отвечаю ей сквозь сон: «Мама, я знал, что ты придешь». Сориентировался по ситуации и сказал, что только проснулся.

Отец попал в плен во время войны, но смог бежать. Затем был арестован уже с советской стороны, сидел в лагере как враг народа. После школы я попытался пойти в музыкальное училище, но меня никуда не брали. Приятельница уговорила меня пойти в техникум, а я даже рисовать не умел — пришлось научиться. В итоге сдал все экзамены на отлично, да и сам техникум окончил на одни пятерки. Приехал в Москву и поступил в Московский текстильный институт на специальность «художник-модельер». Помню, перед дипломной работой я просыпался по ночам, в голове было столько фантазий, что даже не успевал их все записывать. Мозг буквально разрывался от количества идей. Я был ужасным непоседой, а на занятиях по рисунку нужно было тщательно отрабатывать навыки.

У нас был фантастический преподаватель, ей я до сих пор благодарен. Она учила рисовать акварелью смородину так, чтобы внутри были видны зернышки. Филигранная работа, мои ранние рисунки очень тонкие.

Как в СССР нашлось место моде и вы смогли стать первым отечественным кутюрье?

Откровенно говоря, я всегда был идеальным советским парнем, по мне можно было рисовать образ. Из простой семьи, воспитывался в простых условиях, окончил школу и техникум, всегда был законопослушным. Но самое главное — я честно верил в идеи коммунизма. Средств и возможностей в то время особых не было, но мы находили выход. Я умудрялся построить кутюр из форменной одежды: добавлял карманы или клепки.

Однако вы совершили практически диссидентский поступок: свергли директора Дома мод на Кузнецком мосту и заняли этот пост.

Шел 1988 год, Советский Союз уже дышал на ладан. Егор тогда начал работать со мной, и на партийном собрании мне вменяли, что я «пристроил» сына в Дом мод. Это стало последней каплей, ведь всегда существовали преемственность и династии. Я пошел к директору и заявил: «Убирайтесь к чертовой матери!» Прямо так и сказал с порога! Тут же созвали собрание, где большинством голосов меня избрали новым директором.

Это был тяжелый период и для меня, и для Дома мод. Денег на счету не было, все разворовали. К счастью, я с этим справился, хотя честно признаюсь, я абсолютно не директор — ничего не могу украсть, все несу в Дом. В финансовом плане мне очень помогла линия парфюма «Маруся», запущенная в 1993 году в Париже и названная в честь моей внучки. Я получал хорошие гонорары и с этих денег платил зарплату сотрудникам.

Взанимались пропагандой моды?

Всегда! Эта способность открылась во мне поразительным образом! Когда я сделал первую коллекцию на фабрике, для того чтобы продвигать свои идеи, я начал читать мастер-классы для продавцов. Помню, приезжал в магазин «Светлана» на Кузнецком мосту перед открытием и выступал перед продавцами в семь утра, потому что в восемь начиналась работа. Я искренне верил, что могу помочь людям — и с ними происходили колоссальные перемены. Позже я был абсолютным миссионером: разъезжал по всей стране с лекциями и мастер-классами для совершенно различной аудитории. Особенно запомнилась лекция о моде в Харьковском военном училище, даже там нашлись мои слушатели. Тем же я занимался и на телевидении в программе «Модный приговор», но ушел из-за постоянных нагрузок и плохого самочувствия.

Как складывались отношения с первыми леди государства у первого в СССР кутюрье?

Я всегда сторонился жен глав государства — мадам Брежневу и мадам Горбаче-ву. Была даже забавная история с Раисой Горбачевой. Я никогда ее не одевал, но она упоминала, что ее консультирует Слава Зайцев. Когда Михаил Сергеевич покинул свой пост и мы встретились с его супругой, я спросил: «Зачем вы это говорите? Это же неправда!», на что она ответила: «А разве вам не приятно?» Замечательные отношения у меня складываются с Людмилой Путиной. Самая удивительная женщина из всех жен государственных деятелей. Меня потрясают ее голубые глаза, в них словно утопаешь. Невзирая на титул первой леди, она очень проста в общении. Меня поразило естество ее поведения, она вела себя как настоящая женщина. Я подарил ей роскошную шубу. 

Когда в Константиновском дворце проходил съезд глав государств, отдельно был организован прием в честь жен президентов. Людмила Путина пригласила меня открыть это мероприятие и позволила полностью его контролировать. Я пригласил двух оперных певиц, которые пели во время показа. Самое главное, что жены были довольны и не спешили к своим мужьям.

В 1990-х модели Зайцева выглядели так
В 1990-х модели Зайцева выглядели так
Вячеслав Зайцев раскладывает пасьянс из своих эскизов
Вячеслав Зайцев раскладывает пасьянс из своих эскизов
Смелость мысли дизайнера в том числе проявлялась в креативных фотосессиях
Смелость мысли дизайнера в том числе проявлялась в креативных фотосессиях
Зайцев с моделью. 1970-е годы
Зайцев с моделью. 1970-е годы
Вячеслав Зайцев за работой
Вячеслав Зайцев за работой
Обед в ресторане «София» в Москве. Зайцев показывает свои эскизы французским дизайнерам. Слева от него — Пьер Карден.
Обед в ресторане «София» в Москве. Зайцев показывает свои эскизы французским дизайнерам. Слева от него — Пьер Карден.

Однажды вы сказали, что «массовая одежда создана лишь для того, чтобы прикрыть тело». А что такое кутюр в вашем понимании?

Это высочайшее искусство. Сколько раз шли пересуды о том, что кутюр не выживет и погибнет, но это невозможно, он будет жить вечно. Человек не может жить без мечты. 

Сейчас кутюр становится более усложненный. В этом плане гениален Джон Гальяно: он относится к кутюру как к искусству и создает коллекции под виянием разнообразных тем, от пиратов до ар-нуво.

Я никогда не делал такого, потому что для меня кутюр — это максимальное воплощение идеи в материале, который дает возможность вылепить определенный образ. И образ этот эстетически совершенен, априори гармоничен. Еще одна тенденция последних лет: кутюр становится реальным. Его можно носить, по особым случаям, конечно, но можно.

Помните свое первое кутюрное платье?

Это было черное платье-пальто, усыпанное цветами: креп-сатин, настоящая плотная органза, золотистые ткани — совершенная фантастика! В 1969 году мы с Ириной Крутиковой и Ириной Телегиной сделали полностью кутюрную коллекцию для США. Из Америки нам прислали приглашение сделать коллекцию для фирмы «Солонист» и роскошную шелковую ткань. Тогда в Париже написали статью, что Зайцев — это русский Диор. В ответ на это у нас появилась публикация, что в СССР — шестьдесят Диоров!

Сейчас под эгидой недели моды Aurora Fashion Week в Петербурге начинается празднование 50-летнего юбилея моей творческой деятельности. Образы из коллекций разных лет и раритетные фотографии из моего личного архива сейчас экспонируются в музее «Эрарта»

Можно ли назвать техники ручного труда визитной карточкой вашего модного дома?

Первое и основное — разнообразная вышивка. С ней мне часто помогают ребята из Лаборатории моды Славы Зайцева, которые специализируются на этой технике. Второе — это форма. Кутюр я делаю только сам. Ноу-хау, которое я активно пропагандирую, — плоский крой. Обычно модельеры берут куски ткани и накладывают их на манекен, тем самым создавая форму. Я же делаю наоборот: режу форму, какой я ее себе представляю, а уже из нее формирую одежду, убирая лишний объем и добавляя детали. Для меня на сегодняшний день самая интересная работа — плоский крой.

Простота — это дело гения, мы должны к этому стремиться всю свою жизнь. В чем величие Диора? В том, что он ясен. Казалось бы, обычный клеш, маленький жакетик — все! Но в то же время так сложно. Меня переполняет фантазия, хочется чего-нибудь добавить, улучшить. Порой не могу остановиться.

Вы перфекционист?

Абсолютно. Поначалу это мешает, но именно так вырабатываются твоя уникальная техника и стилистика. Проникая в суть предмета, за счет деталей пытаешься найти новые формы. Когда же есть чистая форма, нужен филигранный крой, как у Кельвина Кляйна или Джил Сандер. Умение вовремя остановиться — важное качество в художнике. Тут как в скульптуре: отсечь все ненужное, сохранив произведение искусства. В этом плане очень люблю Олега Бирюкова, он делает простые, лаконичные, а главное — доступные вещи. Прет-а-порте, казалось бы, но выглядит как настоящий кутюр!

Кутюр делается на продажу или ради искусства?

Это искусство ради искусства! Кутюр — очень сложносочиненная вещь, ты можешь вынуть из него составляющие, а они будут жить своей собственной жизнью. Как воротники, которые были у Dior, или аксессуары на шею у Живанши — абсолютно гениальные, я не мог их не позаимствовать.

Зайцеву был не чужд стиль ар-деко
Зайцеву был не чужд стиль ар-деко
Интерпретация русского костюма с полотен Венецианова
Интерпретация русского костюма с полотен Венецианова
Авторское прочтение Зайцевым головного убора бояр
Авторское прочтение Зайцевым головного убора бояр
Сюрреалистическая коллекция внучки Вячеслава Зайцева Маруси
Сюрреалистическая коллекция внучки Вячеслава Зайцева Маруси
Моделям Вячеслава Зайцева всегда был свойственен экзальтированный шик
Моделям Вячеслава Зайцева всегда был свойственен экзальтированный шик

Расскажите о своих любимых клиентках.

Потрясающа в общении Эдита Пьеха, я с ней серьезно работал и помогал. Удалось поработать с Людмилой Зыкиной. Фантастический человек — Валентина Терешкова, мы дружим с ней до сих пор, я и сейчас помогаю ей со стилем: сложный английский с элементами романтизма. Она любит строгие линии и всегда повторяет: «Славочка, мне ничего нельзя вырезать!» Она крайне любвеобильный человек, все время спрашивает меня: «Ну когда же мы с тобой поженимся?»

Мне очень импонирует ректор МГЛУ Ирина Ивановна Халеева: она худая и безумно элегантная, хотя ей за шестьдесят. Для нее я делаю чистый кутюр и получаю колоссальное удовольствие. Она покупает по три-четыре костюма или платья за раз, но потом всегда приезжает приобрести еще! Это женщина, которая обладает даром понимания. Она дает мне полную свободу выражения — что еще нужно настоящему художнику?

Вы много путешествуете по миру и России в частности — ищете молодых мастеров?

Я недавно посчитал количество своих путешествий, и выяснилось, что за последние пять лет я сделал пятьсот пятьдесят посадок на самолете! В отношении мастеров мы много занимаемся образовательными программами. Та же Лаборатория моды Славы Зайцева — это одногодичная школа для художников и модельеров. По окончании обучения лучших студентов я приглашаю к себе.

Кто из современных модельеров вам импонирует?

Мне нравится творчество Елены Макашовой. Татьяна Парфенова — удивительный человек, щепетильна, как истинный художник, а ее вышивка — тончайшая работа. У Татьяны Котеговой очень выразительные и объемные вещи, она блестяще чувствует формы. Леонид Алексеев потрясающий художник, давно наблюдаю за его творчеством. Но самый уникальный человек — мой сын Егор. Он — художник в первозданном смысле: не связан никакими рамками. А я иногда вынужден себя в чем-то ограничивать, потому что у модного дома есть сложившийся стиль. Но у меня есть отдушина — я всегда могу «оторваться» со своими студентами в Лаборатории моды. Я хочу, чтобы они выкладывались по максимуму, выражая себя.

Кутюр — это доходное дело?

Это абсолютно не доходное дело. В России очень сложно заниматься высокой модой, потому что у нас мало богатых людей. Клиенты есть, но они реже заказывают кутюр. С каждым клиентом у нас отдельная история, примерки у меня проходят ежедневно!

В честь внучки вы создали парфюм, вместе шили одежду. Семья вас подпитывает?

Мой сын Егор подарил мне замечательную внучку Марусю, настоящего друга. Каждый день в десять часов вечера она звонит мне и интересуется, как у меня дела. Маруся — это реальное продолжение меня и моего дела, я очень на это надеюсь. С Егором у нас очень теплые отношения. Он горит желанием сделать единый фамильный блок Zaitsev Family. Кстати, скоро я буду показывать коллекцию со своими учениками, на следующий день состоится показ Егора, а на третий день запланирована Марусина коллекция. У нее очень молодежное видение моды, но с элементами сюрреализма, где-то оно напоминает Сальвадора Дали. Маруся кроит минималистские, нейтральные и спокойные вещи, но, к примеру, на маленьком черном платье вдруг может появиться изображение дверного проема на груди или аппликация с летящим самолетом. А ее дипломная работа — потрясающий пиджак с аппликациями человеческих рук. Удивительно тонкая и ранимая натура. Она непредсказуема, но в то же время очень честная, тут я за нее даже переживаю. Как-то на моем показе одна поклонница меня полностью оккупировала, начала декламировать свои стихи, а я был страшно усталый. Вдруг Маруська вышла и кричит: «Оставьте его в покое!»

«Вячеслав Зайцев. Полвека в моде».
Музей современного искусства «Эрарта»,
до 15 апреля

фото: Дмитрий Журавлев

стиль: Наташа Сыч

визаж: Маша Ефременко

на Марусе: туфли FINSK/MOUSSA PROJECT

Комментарии (0)

Купить журнал: