18+
  • Журнал
  • Аперитив
Аперитив

НИКОЛАЙ БЛАГОДАТОВ / коллекционер

Знаток ленинградского неофициального искусства второй половины ХХ века, чьей коллекции позавидует любой музей, отмечает день рождения открытием выставки «Портрет семьи Благодатовых» в Do-галерее.

История, которая положила начало проекту, произошла в 1990 году. Тогда Анатолий Заславский написал мой громадный портрет в манере «наивного реализма». Он был выставлен в Манеже, и его сразу же купил Русский музей: я оказался колоритной фигурой. Заславский предложил собрать художников из своей группы «Безнадежные живописцы» и написать меня снова. А я пришел в студию с женой Раей. В общем, сначала нас рисовали пейзажист Борис Борщ и Арон Зинштейн, которого еще называют «русским Матиссом», минималистка Юлия Сопина, ученица Заславского из Америки Надя Виноградова. А потом проект поддержали керамист Геннадий Корнилов из группы «Одна композиция», Екатерина Оминина и Евгения Гладкая из «Деревни художников».
Общество «Безнадежные живописцы» сформировалось во времена расцвета ленинградского андеграунда, его придумал Заславский, один из наиболее активных, думающих, пишущих и говорящих художников. Он очень предан живописи, а она перестала быть современной. Холст и масло оказались неинтересны, то ли дело мужика голого на цепь посадить! Весь мир об этом говорит, все журналы пишут. Искренние живописцы в этом смысле обижены и страдают, потому что они как бы на обочине оказались. Подтекст у группы такой: живопись – это безнадежная деятельность, а мы, старые и чокнутые, все равно занимаемся ею.
Разные художники рисовали нас с натуры в течение месяца. Конечно, методика у каждого своя. Некоторые сразу пишут на холсте маслом, другие делают зарисовки карандашом, еще и помечая цвета, третьи сначала фотографируют. В результате нашу пару написали около двадцати известных художников из Петербурга, кто-то даже по нескольку раз. Но процесс приятный: картонки, краски, разговоры интересные, чай на столе.
На выставке будет несколько старых работ из моей коллекции. Это ослепительно красивый тройной парадный портрет работы Феликса Волосенкова, густо написанный маслом и украшенный перьями, изображающий меня с женой и с внучкой художника. Волосенков, основатель «Академии современного искусства бессмертных», учился на театрального художника, поэтому часто выходит в объем. Другая работа – полотно импрессиониста Стаса Бородина, с которым связана забавная история. Бородин писал наш с Раей портрет под классическую музыку. Потом попросил картину для выставки. На следующий день звонит: «Знаешь, какая беда. Я твой портрет оставил в залог в такси. А когда вернулся с деньгами, машины уже не было». Так портрет пропал, и нам пришлось снова позировать под классическую музыку. Почти детективная история, не исключено, что первая версия портрета когда-нибудь всплывет. А третья картина из собрания – это мой любимый синий портрет кисти Александра Румянцева, я считаю его одним из самых точных.
Трудно сказать, насколько я узнаю себя в этих портретах. Вопрос сложный, и я бы даже не стал его затрагивать. Во всяком случае живопись хорошего качества. Многих работ я и сам не видел, хотя и позировал для них. Так что эта выставка станет сюрпризом для всех.
«Безнадежные живописцы». «Портрет семьи Благодатовых». Do-галерея, ул. Чайковского, 10. До 10 февраля


Материал из номера:
ЮМОР НОВОГО ВРЕМЕНИ

Комментарии (0)

Купить журнал: