В прокат выходит долгожданная драма Александра Велединского «Географ глобус пропил» с Константином Хабенским в роли страдающего от алкоголизма учителя. Наш кинообозреватель Дмитрий Буныгин вспомнил еще пять фильмов о начинающих педагогах и трудностях, с которыми им приходится сталкиваться на первых порах.
«Учителю, с любовью»
«To Sir, with Love», 1967
Режиссер Джеймс Клавелл
Темнокожий инженер-связист Марк Тэкерэй (первый в мире оскароносный афроамериканец Сидни Пуатье) никогда не боялся черной работы. Ради пропитания выпускнику университета приходилось трудиться швейцаром и драить тарелки. Тем более, что даже при наличии диплома и рекомендательных писем ему никак не удается устроиться по специальности. Не прекращая рассылать резюме, Марк обеими руками хватается за должность преподавателя в самой задрипанной школе Ист-Энда, прославленного Диккенсом бедняцкого района на востоке Лондона. Согласно установленным правилам, одичалые воспитанники мистера Тэкерэя освобождены от телесных наказаний, вследствие чего способны не только надерзить старшему, но и вступить с ним врукопашную. А то и вовсе учинить нечто по-настоящему гадкое – например, прямо на уроке раздуть костерок из женских гигиенических средств.
Действующие лица этой ладно скроенной хроники нравоучительных бесед между представителями разных поколений, рас и каст редко покидают пределы классной комнаты. Скудность локаций с лихвой окупают искусный внутрикадровый монтаж и притягательная двойственность главного героя (жесткий прагматик в нем парадоксальным образом уживается с простоватым идеалистом).
«Вверх по лестнице, ведущей вниз»
«Up the Down Staircase», 1967
Режиссер Роберт Маллиган
Пугливая отличница Сильвия Барретт (Сэнди Деннис) и подумать не могла, что по окончанию колледжа ей придется без продыху нарезать круги бюрократического пекла средней школы Кэлвина Кулиджа, неустанно заполняя множащиеся циркуляры и служебные анкеты и попутно отбиваясь от любвеобильных второгодников.
Чтобы объективно оценить эту бледную и бестолковую экранизацию эпистолярной повести Бэл Кауфман, лучше всего воспринимать американскую ленту в качестве самостоятельного произведения, которое к тому же оказало неоспоримое влияние на советского режиссера Станислава Ростоцкого, через год ответившего Маллигану психологическим шедевром «Доживем до понедельника».
«Учитель на замену»
«The Substitute», 1996
Режиссер Роберт Мэндел
Своего нового наставника в области истории, призванного вместо избитой бандитами коллеги, развязные майамские школьники встречают, как и положено понтоватым участникам уличных банд, – оскорбительными выкриками, массовым вскидыванием средних пальцев и проливным дождем из пивных банок. Откуда же им было знать, что мистер Джонатан Шэйл (Том Беренджер), уволенный из ЦРУ солдат удачи, на днях вернулся из очередной горячей точки и теперь намерен усовершенствовать педагогическую теорию Макаренко с учетом полученных боевых навыков. По меткому выражению критика Джеймса Берардинелли, «Учитель» – типичный фильм Стивена Сигала, которого временно заменяет номинант «Оскара» Том Беренджер.
«Змеиный источник»
1997
Режиссер Николай Лебедев
Студентка московского пединститута Дина Сергеева (дебют Екатерины Гусевой) прибывает на практику в захолустный Серпухов. В течение нескольких суток учительской карьеры деятельная особа успевает рассориться со всесильным директором Тамарой Георгиевной (Ольга Остроумова) и ее неразлучным секретарем с пластикой голодной сколопендры (Евгений Миронов), получить в лоб бумажным самолетиком от юного подопечного, наткнуться на утопленницу в процессе купания голышом, попасть в список подозреваемых и чуть не стать жертвой бабушек-линчевателей.
Задолго до «Одиночества крови» Романа Прыгунова и «Того, кто гасит свет» Андрея Либенсона заочник киноведческого факультета и будущий режиссер «Легенды № 17» Николай Лебедев застолбил почетное место в энциклопедиях, первым представив опытный отечественный образец экзотического итальянского жанра «джалло». Другими словами, ученический опус «Змеиный источник» можно охарактеризовать как эстетский детективный триллер с элементами слэшера и легким налетом мистики.
«Господин Лазар»
«Monsieur Lazhar», 2011
Режиссер Филипп Фалардо
Однажды на перемене учительница младших классов одной из монреальских школ повесилась в пустой аудитории — к крайнему неудовольствию директрисы, вынужденной в срочном порядке подыскивать замену. Прослышав о случившемся, занять место погибшей вызывается некто Бахир Лазар (Мохамед Феллаг), политический беженец из Алжира и, по его собственным заверениям, видавший виды преподаватель французского языка с 19-летним стажем. Смышленые детишки тут же ставят под сомнение профессиональную состоятельность господина Лазара: бывший владелец кафе путает местоимения с прилагательными, забывает значения специализированных терминов и варварски игнорирует устоявшуюся программу, мучая учеников диктантом по «Шагреневой коже» Бальзака.
Вялая драма канадского режиссера Фалардо, сдуру отправленная на соискание премии «Оскар» за лучший иностранный фильм, лишена традиционных точек приложения зрительской симпатии и порой сама напоминает окоченевший труп.
Комментарии (2)