Профессия торговца антиквариатом, арт-дилера, как ни странно, одна из самых молодых в нашей стране: государство разрешило частным лицам заниматься куплей-продажей старинных вещей четверть века назад. До этого момента в Петербурге были всего четыре антикварные комиссионки, а сегодня — около двухсот салонов. Мы собрали заметных игроков из Петербурга, Москвы и даже одного иностранца, работающего с русским искусством. Одни из них занимаются традиционными для антикваров живописью и мебелью из карельской березы, другие увлечены нэцке, агитфарфором, старинными куклами или раритетными автомобилями.
Вадим Задорожный
Антикварная техника 1900–1980-х годов
В собрании создателя крупнейшего в России частного музея техники ретроавтомобили — например, частное авто Гагарина и Mercedes принцессы Грейс Келли, — а также мотоциклы, танки и даже самолеты — истребители и штурмовики. Почти вся коллекция на ходу.
У меня такое ощущение, что с антиквариатом я был связан всегда. В детские годы в Ужгороде собирал, выменивал марки и монеты и зарабатывал на них.
Но еще тогда, в конце 1960-х — начале 1970-х, у меня вызывали шок и трепет трофейные машины из прошлого с их красивыми формами, которые на фоне наших «Волг» и «Москвичей» выглядели как запредельные космические объекты.
С началом перестройки открыл свой первый антикварный магазин в Москве, на Ленинском проспекте, затем на Старом Арбате — они принесли первые деньги.
К середине 2000-х создал капитал, который пустил на строительство своего музея техники в Архангельском под Москвой. Теперь это шестиэтажное здание с экспозицией из десятков старинных машин и мотоциклов. На прилегающей к нему территории демонстрируются боевые истребители и бомбардировщики, танки и бронетранспортеры.
Большинство техники на ходу — два последних года мы устраивали ее парады на Красной площади 7 ноября.
Меня привлекают автораритеты с бэкграундом, и мне удалось собрать машины Гитлера, Сталина, Хрущева, Гагарина, весь кортеж Горбачева, включая мотоциклы и автомобили сопровождения. Найти такие почти невозможно, это просто удача коллекционера.
У каждой подобной покупки своя история: «Чайка» лидера ГДР Эриха Хонеккера попала в Россию в начале 1990-х, «ЗИС» Берии удалось приобрести в Сухуми, а Mercedes принцессы Грейс Келли — купить на аукционе.
Отечественные автомобили интересовали меня в меньшей степени. В СССР не было по-настоящему роскошных машин, даже «членовозы» просто подавляли своей массой. К тому же делались они все с оглядкой на западные ориентиры и являются вторичными. Но сегодня у нас в музее целый этаж занимает раздел «Гараж Страны Советов»: машины как представительского класса, так и массовые.
Это собрание стало целью моей жизни, а сейчас я занимаюсь созданием еще и музея авиации в Калужской области.
СлучайБронированный Mercedes-Benz, который когда-то эксплуатировался Гитлером, мы привезли из Ташкента. В свое время Гитлер подарил его профашистскому диктатору Хорватии, потом глава Югославии Иосип Броз Тито передарил его Сталину, который посчитал неправильным на нем ездить и отправил с глаз долой. Так он попал в гараж первого секретаря ЦК компартии Узбекистана. Когда мы нашли этот автомобиль, он был совершенно уделанный: поскольку он большой, на нем в 1980-е перевозили бахчевые. Сейчас машина полностью восстановлена. |
Тексты: Виталий Котов, Марта Агеева, Алена Спицына
Фото: Алексей Сорокин
Комментарии (1)