Профессия торговца антиквариатом, арт-дилера, как ни странно, одна из самых молодых в нашей стране: государство разрешило частным лицам заниматься куплей-продажей старинных вещей четверть века назад. До этого момента в Петербурге были всего четыре антикварные комиссионки, а сегодня — около двухсот салонов. Мы собрали заметных игроков из Петербурга, Москвы и даже одного иностранца, работающего с русским искусством. Одни из них занимаются традиционными для антикваров живописью и мебелью из карельской березы, другие увлечены нэцке, агитфарфором, старинными куклами или раритетными автомобилями.
Михаил Суслов
Русская живопись и декоративно-прикладное искусство XVIII — начала XX века
Вице-президент Ассоциации антикваров Петербурга, генеральный директор сразу трех известных магазинов — «Гармония», «Трианон» и «Серебряный век» — рекомендует присмотреться к мебели русского ампира и классицизма, той, что одновременно с дворцами проектировали Росси и Стасов.
Не считая музейщиков и искусствоведов, глаз имеют только профессиональные антиквары или те, кто занимается собирательством не одно десятилетие.
Но я знаю покупателей, у кого глаз лучше, чем у 90 процентов дилеров, и они гораздо опытнее.
Слово «собиратель» менее претенциозно, чем «коллекционер», которых в нашей стране практически нет. Коллекционер следует определенным правилам построения коллекции. Сейчас люди подбирают вещи по своему вкусу и усмотрению, методичности в их действиях мало.
Конец XVIII — первая треть XIX века считаются золотым веком русского декоративно-прикладного искусства, и каждый сохранившийся предмет из убранства императорских дворцов является эталоном стиля.
Самые топовые вещи — русский классицизм и ампир. Все остальное с ними несравнимо.
Старинную мебель в России не ценят. В Европе мебель такого уровня стоит очень дорого.
Иван Айвазовский. «Гавань. Маяк»
Во всем мире верхом коллекционерского искусства считается графика эпохи Возрождения. Стоить она может очень дорого, так же как и вещи некоторых художников начала XX века.
Рисунки Эгона Шиле вообще можно считать банкнотой в пять миллионов евро.
На недавних торгах лондонского аукциона графическая работа Юрия Анненкова среднего размера ушла более чем за полтора миллиона долларов.
Русский покупатель решительно не любит бумагу. Поэтому в России предпочитают русскую масляную живопись. Она составляет около 70–80 процентов всего денежного оборота антикварного рынка.
СлучайНа Российском антикварном салоне в Москве регулярно случается, что покупатель, обошедший все этажи ЦДХ, подходит к антиквару и говорит: «Вот у вас картина художника Ивана Иваныча стоит сто рублей, а мы на третьем этаже нашли практически то же самое, но за тридцать». На что я всегда отвечаю: «Вот вы ездите на хорошей машине и знаете, сколько она стоит. К вам приходят и предлагают такую же, но за треть цены. Вы ее купите? Я уверен, что вы даже смотреть не пойдете. Но если вы считаете, что сможете найти Айвазовского или Шишкина за треть цены, то вы верите в чудеса». |
Тексты: Виталий Котов, Марта Агеева, Алена Спицына
Фото: Олег Бутковский
Комментарии (0)