18+
  • Образ жизни
  • Дизайн
Дизайн

Поделиться:

ИГРА НА NFT

Продолжаем готовиться к массовой цифровизации, и в этот раз в поле нашего офлайн-зрения попала Ирина Шрайнер — искусствовед, теоретик современного искусства, владелица галереи ShrainerGallery и компании TopArt&Design. Сможет ли дизайн интегрироваться в NFT и как российский рынок воспримет создание товаров с помощью блокчейна — спросили про все, что необходимо знать.

16+

Ирина Шрайнер — искусствовед, теоретик современного искусства, владелица галереи ShrainerGallery и компании TopArt&Design

Ирина Шрайнер — искусствовед, теоретик современного искусства, владелица галереи ShrainerGallery и компании TopArt&Design

NFT — будущее индустрии дизайна и моды. Вы согласны с этим тезисом?

Да. В новой цифровой реальности будут дублироваться все товары, которые создает человек. Опыт обмана и сомнения в авторском праве, через который прошли дизайн и мода за последний век, подготовил нас к тому, что мы должны быть более разборчивыми и критичными потребителями. Мы наконец отошли от эпистемологического шока из-за стремительного внедрения компьютерных технологий и интернета в повседневную жизнь и, выжив в новой информационной среде, стали смотреть на вещи более скептически, предпочитая достоверные творческие источники. NFT зародился в историческом контексте, среди многих ошибок и горького опыта. Задача человека XXI века — обладать сверхинформацией, чтобы устранять самозванцев, присваивающих авторские права других людей.
Финансовая сфера нашла воплощение в цифровой реальности, искусство из физического переходит в NFT-версию. Ждет ли дизайн подобная трансформация в будущем?

Давайте представим сегодня, как это могло бы выглядеть?

Искусство не перешло в NFT-версию. Оно обрело еще одно направление — цифровое. Живопись и скульптура никуда не денутся, просто начнут на постоянной основе продавать свои цифровые версии, так как это хороший дополнительный доход. То же самое и с предметным дизайном. Если каждый раньше мечтал построить дом и мог это сделать только на земле, то сейчас люди начали воплощать свои мечты в виртуальном мире. Игра превратилась в реальность, где есть место красивым вещам и товарно-денежным отношениям. Появились виртуальные дома, а вместе с ними потребность в дизайне интерьеров. Не каждый может позволить купить себе предметы, созданные знаменитыми дизайнерами, в жизни, зато это стало возможным в другой реальности.

Как вы в принципе относитесь к цифровизации?

Прогресс необратим. У всего есть положительные и отрицательные стороны. Я люблю изучать новое, ведь знания помогают стать по ту сторону баррикад.

Какие плюсы и минусы перехода в цифровую среду вы видите для дизайнеров?

Из плюсов — дополнительный заработок и защита авторских прав. Из минусов — контроль. Компьютер помнит каждую операцию, сделанную человеком, следовательно, всех нас можно будет легко контролировать. Другие минусы нет возможности оценить, прошло недостаточно времени.

На ваш взгляд, мэтры индустрии Карим Рашид, Милоу Кэт и другие мастера, давно практикующие «физический» дизайн, смогут работать в цифровой среде?

Конечно. Это уникальные творческие личности, работающие на стыке двух миров — реального и виртуального. С одной стороны, они прекрасные рисовальщики. Карим Рашид, например, делает наброски карандашом каждый день и всегда об этом рассказывает. С другой стороны, они креативные, масштабно мыслящие специалисты и уже осваивают новую цифровую реальность. Если вспомнить эпизод с Каримом, когда он предложил превратить стены в бутике Armani в экраны, а одежду примерять не вживую, а путем сканирования внешнего вида и дальнейшего отображения его на экране, то становится понятно, почему он написал книгу «Я хочу изменить мир». Что касается Милоу Кэт, то ее знаменитые трендбуки выпускают как в печатной, так и в цифровой версии. Ее труд тоже уже оцифрован.

Независимый куратор и консультант по дизайну Федерика Сала в одном из интервью поделилась своим видением будущего искусства. По ее мнению, сольная деятельность автора уступит место коллективной. Можно ли сказать то же самое и о дизайне или, напротив, эта сфера станет больше персонализированной?

Я не совсем согласна с видением Федерики. Искусство и дизайн будут персонализированными всегда. Работа в команде — это очень здорово, художники, дизайнеры, архитекторы будут продолжать периодически практиковать такие методы в творческой деятельности. Однако каждый талантливый человек имеет уникальное представление о мире, которым он не может не делиться. Отказ от этого способа – лишнее ограничение. Я думаю, в будущем нас будет волновать не вопрос о коллективной деятельности, а скорее синтез искусств. Один художественный образ будет воплощаться автором в различных видах и направлениях: изобразительное искусство, диджитал, перфоманс и так далее. Этим уже занимается художник Рагнар Кьяртанссон, чьи работы представлены в новом центре современного искусства «ГЭС‑2» в Москве, где я недавно побывала. В рамках первого сезона под названием «Санта-Барбара» представлены произведения, исполненные в разных направлениях: перфоманс, видеоарт и живопись. Несмотря на разные методы, все работы объединены общим смыслом — исследование времени и влияния окружающей среды на формирование человеческих ценностей. Такой же органический сплав ждет мир дизайна и моды. Нас уже не устают радовать коллаборации известных брендов с миром искусства.

Самое дорогое арт-произведение NFT, проданное в прошлом году на аукционе «Кристис», обошлось новому хозяину в 69 млн долларов, тогда как шедевр Пабло Пикассо «Алжирские женщины» (версия F) на том же аукционе ушел с молотка за чуть менее 30 млн долларов. Что вы как искусствовед думаете об этом?

Я бы хотела подчеркнуть, что картина Пабло Пикассо была продана за приличную сумму, которой она достойна. Что касается токена «Everydays — The first 5000 days» Майка Винкельмана (Beeply) — это было совершенно новое, эксцентричное произведение искусства. Можно сказать, на этом аукционе победила новизна и уникальность. Только представьте, знаменитый дом выставляет на своей площадке цифровое изображение впервые, тем самым присваивая ему статус современного искусства. В мире действует правило: «Кто первый, тот и лучший». Не стоит забывать, что приобретаемые на аукционе произведения — это в первую очередь денежные инвестиции. В тот день состоялась сделка века, первая масштабная продажа в сфере цифрового искусства. Финансовая составляющая очень важна в современном мире для определения важности нового искусства. Тот, кто это придумал, прекрасно все понимал, поэтому все так удачно сложилось.

Итальянский бренд роскошной ремесленной мебели Savio Firmino присоединился к тренду и анонсировал премьеру: компания впервые создаст мебель с помощью блокчейна. Примет ли российский рынок подобную тенденцию?

Обязательно примет, думаю, многие уже об этом думают. Не удивлюсь, если одной из первых окажется фабрика Sagarti, производящая светильники ручной работы из фарфора. Я слежу за этой компанией уже давно, она стремительно развивается. Цифровизация — это не просто тенденция, а будущий образ мышления, который коснется всего, что вокруг нас. Искусство и дизайн привносят в новую виртуальную среду эстетическое видение, в котором человек нуждается с древних времен и еще больше будет нуждаться в будущем.


Сайт: www.shrainer.comwww.topart.design

 

Фото: ОЛЬГА ЛАЗАРЕВА

Комментарии (0)

Купить журнал: