18+
  • Развлечения
  • Спорт
Спорт

Амир Таиров

Вице-президент ККДЮФСОО «Федерация киокушин» о том, как метавселенная помогает тренировать бойцов, зачем нужны спортивные NFT и когда примерно эти технологии войдут в нашу жизнь.

16+

Илья Шишкин

Итак, сложные, но очень интересные метавселенные, NFT и другие продвинутые технологии в спорте. Расскажите, как стали работать в этом направлении.

Мы все помним мировую пандемию, в тот год закрылось практически все. Тренировки, конечно, тоже были вынужденно прекращены. Сидя по домам, некоторые тренеры федерации решили проводить занятия онлайн. Лично мне эта идея не очень понравилась, все же при работе с детьми важны зрительный и физический контакты, они дают максимальную эффективность и внимание. Именно тогда пришла идея использования более совершенной технологии — виртуальной реальности, или VR. К ней тогда в основном прибегали геймеры для эффекта полного погружения. Все изменилось с октября 2021 года, когда в нашу повседневную жизнь вошло новое слово — «метавселенная», а VR стала популярна не только среди любителей «стрелялок», она начала активно применяться во многих отраслях жизни.

Например?

Возьмем мою сферу деятельности — в метавселенной уже проводят виртуальные тренировки. Дети воспринимают их как игру, и это полная противоположность тому, что происходит, например, в Zoom. Представьте, ребенок и наставник переносятся в виртуальное пространство, имитирующее спортивный зал, мозг начинает принимать происходящее за реальность, соответственно, и процесс обучения проходит проще и эффективнее. Некоторые научные исследования доказывают преимущество такого метода, например, тренировки по киокушин в виртуальной реальности способны увеличить скорость реакции бойца уже через две недели после начала занятий. Нельзя сказать, что массовое внедрение современных технологий произойдет уже завтра, но постепенно наша жизнь точно изменится.

Какие классные возможности новые технологии открывают непосредственно перед нами? Болельщиками и зрителями.

Метавселенная в спортивном мире разрушает географические и физические барьеры. Например, вы — болельщик и по каким-то причинам не можете посетить матч своей любимой команды. Тут на помощь приходит технология виртуальной реальности. Просмотр спортивного мероприятия в метавселенной имеет преимущества: можно ходить по полю вместе с игроками и наблюдать за спортивным событием с разных трибун. В качестве примера приведу футбольные клубы «Манчестер Сити» и «Барселону», они активно внедряют эту технологию в свою работу. «Манчестер Сити» даже заключил партнерское соглашение с Sony, чтобы воссоздать свой стадион «Этихад» в метавселенной. Отмечу, что уже существует Спортивная метавселенная — виртуальный мир, специально ориентированный на спорт. В ней пользователи могут торговать NFT, покупать землю, общаться со знаменитыми спортсменами. NFT — это уникальная форма цифрового актива, которую невозможно заменить. Основанный на технологии блокчейна, NFT представляет собой цифровой предмет коллекционирования, будь то изображение, GIF, аудиовидео-файл, элемент онлайн-игры и т. д. В спортивной индустрии его часто пытаются дополнить чем-то физическим. Например, могут давать своим владельцам эксклюзивные привилегии, такие как доступ к встречам со спортсменами. Иногда цена за один NFT может быть просто огромной. Так, NFT-видеоклип, в котором Леброн Джеймс повторяет знаменитый данк Коби Брайанта, был продан в прошлом году на аукционе почти за 400 тысяч долларов.

Что из этого вы лично опробовали, что можете отметить?

Недавно я был на выставке современных технологий в Москве, где тестировал шлем виртуальной реальности. Пробовал с его помощью присутствовать на конференции, где как раз такие технологии и обсуждались. Скажу так: сначала это очень необычно, мозг должен привыкнуть к тому, что он находится в двух местах одновременно. Но эмоции просто невероятные — это определенно что-то новое, нетривиальное, это мир, в который хочется погружаться. После, уже в Краснодаре, мне снова удалось протестировать VR-технологию. Ощущения были примерно такие же: сначала адаптируешься, а после наслаждаешься наступившим будущим. Виртуальную землю или спортивные NFT-токены я пока еще не приобретал, но у меня есть цифровые активы компании, которая заключает договоры с крупными спортивными клубами по всему миру, а затем выпускает фан-токены. С их помощью болельщики могут управлять разными процессами в их любимом клубе.

А какие-то обратные стороны перехода в виртуальную реальность и онлайн можете отметить?

Все и всегда должно быть в меру. Как бы это здорово и интересно ни казалось, но реальный мир все же всегда интереснее виртуального. Исходя из собственного опыта использования VR-технологий, могу сказать, что через час мозг начинает уставать. Он чувствует обман. В метавселенной, например, ты бежишь с помощью джойстиков, а в реальности стоишь на месте. Такой диссонанс заставляет реагировать наш вестибулярный аппарат и при долгом использовании может кружиться голова. В любом деле главный девиз — не навреди. Эта технология определенно должна внедряться постепенно, а мы должны привыкать к ней.

Давайте прогнозировать: когда, если смотреть на ситуацию реально, все эти вещи войдут в нашу с вами рутину?

Сейчас VR-технологии — это дополнительный способ заработка для спортивной индустрии. По мировым прогнозам, ежегодные расходы компаний и потребителей, связанных с метавселенной, могут достичь 5 трлн долларов к 2030 году. Но 100%-е внедрение этой технологии в мировое сообщество к этому времени, конечно, не произойдет. Только представьте, первый шлем виртуальной реальности появился еще в 1960-х годах, а мы все еще не видим его массового использования. Но это не значит, что к 2035 году ничего не изменится. Сегодня технологии на таком высоком уровне, что прорыва можно ждать в любой момент. В Краснодаре, кстати, тоже есть энтузиасты, которые активно пользуются этой технологией не только для компьютерных игр или развлечения в парках.

Интересный факт: по словам Амира Таирова, Всемирная федерация тхэквондо уже применяет датчики стартапа Refract. Они закрепляются на руках и ногах спортсменов и позволяют проводить дистанционные спарринги. Больше узнать о современных технологиях можно в социальных сетях героя — vk.com/1amirkhan.

 

Текст: Виктория Приймак

Комментарии (0)

Купить журнал: