На Netflix вышел полудетективный мини-сериал «Зыбучий песок» – адаптация сценаристкой «Моста» Камиллой Альгрен одноименного бестселлера Малин Джиолито про школьную стрельбу. Кинокритик Иван Пугин разбирался, почему стриминг-гигант не просто купил права на экранизацию, но и выпустил ее под собственным брендом.
В элитной стокгольмской школе происходит массовая стрельба: убиты несколько учеников, арестована их одноклассница Майя. Камер наблюдения в классе не было, и реальную картину преступления полиция воссоздает по обрывкам информации. Главный вопрос: кто на самом деле Майя – жертва преступления, его организатор или сообщница? Девушку помещают в одиночную камеру без связи с внешним миром, чтобы ничто (и никто) не влияло на ее показания.
Зритель, как и полиция, ничего не знает о произошедшем преступлении. На протяжении шести серий мы наблюдаем разбавленные флешбэками расследование и подготовку дела к суду. Рассказчица Майя (ее мощно играет шведка Ханна Арден), как часто это бывает в подобных сюжетах, не совсем надежна: ее психологическое состояние оставляет желать лучшего, а обвинение жестко ведет свою линию. Защищает старшеклассницу адвокат в исполнении актера Дэвида Денсика, которого мы совсем скоро увидим в роли Михаила Сергеевича Горбачева в мини-сериале «Чернобыль» канала HBO.
«Зыбучий песок» – сериальная экранизация бестселлера 2016 года шведской писательницы Малин Перссон Джиолито (на русский язык книгу переводили во множественном числе – «Зыбучие пески»). Это локальный проект стриминг-платформы Netflix, призванный не только привлекать зрителей на отдельном рынке интересным им продуктом, но и осваивать скандинавское кинопроизводство, в котором сюжетов, актеров и команд хватит на большое количество контента. Для сценарной адаптации бестселлера привлекли Камиллу Альгрен, сценаристку скандинавского хита «Мост» (у него даже есть российский ремейк – с Дапкунайте и Пореченковым).
Главная ценность этой криминальной драмы – будни шведских старшеклассников. Их вечеринки, прогулки, уроки и ссоры – скандинавская вариация двух «школьных» хитов Netflix: «13 причин почему» и «Малышки» (тоже локальный проект под брендом сервиса, но итальянский). Тематически «Зыбучий песок» затрагивает и миграцию (как в той же «Малышке»), и социальное неравенство. На последнее, правда, намекается не так элегантно, как в шведском фильме «Квадрат», выигравшем «Золотую ветвь» в Каннах, но через общение подростков из очень хороших семей (даже у «бедных», например, есть домработницы) тоже можно сделать некоторые выводы о состоянии общества.
Очень симптоматично также, что главный мировой производитель контента высказывается о беспокоящей подростков постоянной скуке. У учеников элитной школы зачастую самым большим стрессом за день оказывается двухминутный поиск места для парковки их автомобиля. Но альтернатива жизни без потрясений – не школьные шутинги или расстрел подростков Брейвиком (трагедию недавно экранизировал тоже для Netflix режиссер Пол Гринграсс), а (без спойлеров!) показанное в последних нескольких минутах «Зыбучего песка».
Комментарии (0)