18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • Коллекционировать искусство
Искусство

Как дочь Алексея Кудрина сделала лекции по искусству в Петербурге дико модными?

Школа, в которой историю искусств преподают Иван Чечот, Ксения Малич и Дмитрий Озерков, — это то, чего явно не хватало Петербургу. О том, как и почему был основан проект Masters, рассказывает его создатель Полина Бондарева.

Полина Рашкина (Бондарева). Платье Tatyana Parfionova (Tatyana Parfionova Fashion House), туфли Junya Watanabe (Comme des Garcons)
Полина Рашкина (Бондарева), Платье Tatyana Parfionova (Tatyana Parfionova Fashion House), туфли Junya Watanabe (Comme des Garcons)

Как так получилось, что выпускница юрфака решила заняться школой, в которой можно послушать лекции по истории искусства и кино?

С юности я интересовалась искусством, посещала выставки, и в свое время мне повезло познакомиться с галеристом Мариной Гисич, которая взяла меня под свое крыло. Мы много путешествовали вместе, ездили по европейским арт-ярмаркам, встречались с частными коллекционерами, изучали корпоративные собрания. И за эти десять лет стали близкими друзьями. Марина — крестная моих детей.

Окончив юридический факультет СПбГУ, родив двоих детей, к двадцати восьми годам я осознала, что сфера моих интересов постепенно изменилась, и я поступила в Академию художеств. К сожалению, получить в академии второе высшее образование в области истории искусств можно только на заочной форме обучения, которая, на мой взгляд, не предполагает глубокого погружения: обычно у тебя две недели лекций за семестр и потом сессия. Многие это делают ради корочки, для получения лицензии экскурсовода, у меня же была другая цель. Первый год я отходила на лекции вместе с первокурсниками с девяти до шести. У нас были замечательные преподаватели, и я с теплом вспоминаю месяцы, проведенные в библиотеке: муж не верил, что можно сидеть по шесть-семь часов и писать курсовые. Для меня это был challenge, я сдала все экзамены на отлично. За время обучения я поняла, что многие учащиеся, возможно, хотели бы учиться, но для себя, а не ради экзаменов. Так мне пришла идея создать свой образовательный проект: взять лучших педагогов — это является нашей визитной карточкой — и дать возможность слушателям выбирать именно те предметы, которые им действительно интересны. Этот формат существует на Западе и еще на факультете свободных искусств и наук СПбГУ. Преподаватели из Академии художеств и СПбГУ и составили костяк школы. Сегодня многие лекторы приходят уже сами: у нас есть специалисты из Русского музея, из Эрмитажа.


Это проект, которым в первую очередь интересно заниматься, — я хожу практически на все лекции

В чем еще особенности вашей школы?

Когда мы только начинали, то думали о маленьком, но качественном проекте. Наша основа — это академические лекции и авторские курсы. Сейчас мы получили лицензию на годовой курс, который дублирует трехлетнее обучение в вузе. На мой взгляд, это оптимальный вариант для людей, у которых нет цели посвятить свою жизнь музейному делу, — обучение проходит комфорт но и в более сжатые сроки. Самый популярный курс по западноевропейской живописи состоит из пятнадцати лекций по три часа, от античности до XX века. Есть короткие курсы — пять или семь лекций. В одном семестре, например, можно прослушать лекции по античному искусству и истории кино, а в другом — по современному искусству и истории ювелирного дела. Помимо лекций для меня было важным погрузить наших студентов в культурную среду: мы сотрудничаем с галереями современного искусства, с музеями, театрами, проводим выставки, организуем экскурсии, поездки в Европу по пройденному материалу. Слушатель нашей школы может продолжить обучение неформальным образом.

А кто к вам приходит?

Большинство наших лекций дневные, и читаются они в будние дни, поэтому наши слушатели — это люди со свободным графиком: дизайнеры, архитекторы, искусствоведы. Они хотят расширить свой кругозор. Некоторые планировали поступить в университет, но диплом им не нужен. Многие ищут себя, хотят сменить вид деятельности. В основном это женщины от тридцати лет и семейные пары. Мы рады, что прирастает мужская аудитория, — это наша маленькая победа. Все слушатели понимают, что Masters — это первая ступень. В среднем в нашей базе около пятисот человек, которые за год прослушали курсы. Показательно, что полгода назад у нас было два-три звонка в день, а сейчас, как на бирже, каждые 10–15 минут.

Masters — это коммерчески успешный проект?

Для меня это проект, которым в первую очередь интересно заниматься, — я сама хожу практически на все лекции. Мой муж является слушателем школы. Сейчас каждую неделю мы запускаем по курсу, появляется больше партнерских мероприятий. За полгода мы прошли точку окупаемости, и теперь это уже настоящий бизнес-проект. Сейчас всю прибыль тратим на инфраструктуру и рекламу. Для нас было большим удивлением, что даже летом наши курсы посещали по сорок-пятьдесят человек, у нас не хватало стульев — из-за того, что люди стали меньше путешествовать, многие выбирают образование.

Полина Рашкина (Бондарева). Блуза и юбка Tatyana Parfionova (Tatyana Parfionova Fashion House), кеды DKNY (DKNY)
Полина Рашкина (Бондарева), Блуза и юбка Tatyana Parfionova (Tatyana Parfionova Fashion House), кеды DKNY (DKNY)

А какие у вас были инвестиции?

Первоначальные инвестиции — очень большое желание, первый взнос по аренде.

Больше миллиона рублей?

Инвестиции, чтобы начать свой бизнес, — это может быть и меньше миллиона. Конечно, нужно было сделать небольшой ремонт. Я не пользовалась услугами архитекторов и дизайнеров, в силу своего опыта рисую и черчу сама — это большая экономия.

Помещение, в котором мы находимся, создано вами?

Да, даже библиотека отрисована мной вручную.

И картина за моей спиной тоже? Планируете стать художником?

Перед поступлением в Академию художеств я рисовала полгода с преподавателем. А сейчас летом у нас был эксперимент, мастер-класс с художницей Катей Красной, мы писали большие полотна, 2 х 1,5 м, в стиле абстракции. Для многих это выражение своих эмоций, и, мне кажется, получилось здорово. Безусловно, когда рисуешь, втягиваешься в это — я подарила уже мужу холсты, купила себе холст на дачу, но пока свободного времени не хватает.

Вы человек не очень публичный. У вас фамилия супруга. Не многие знают, что ваш отец — Алексей Кудрин, декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ и бывший вице-премьер и министр финансов. Как родители отнеслись к идее создания школы?

Мне везет с семьей — родители всегда поддерживали меня во всех начинаниях. В первую очередь моим воспитанием занималась мама. Я пела в хоре, солировала, участвовала в театральной студии. Много занималась баскетболом, была капитаном команды. С папой с детства играла в шахматы. Именно благодаря отцу я очень люблю музыку: Алексей Леонидович обожает оперу, следит за премьерами, часто специально ездит на новые постановки. Мы и по сей день тесно общаемся с ним, стараемся раз в год, а то и чаще, путешествовать вместе, но теперь уже с его внуками. Соблюдаем семейные традиции.

Как вы отпраздновали день рождения школы?

28 октября школе исполнился год. Мы открыли по соседству с главным офисом второе помещение, на Итальянской, 17. Это детский класс — занятия по искусству и дополнительному развитию детей и лекторий на пятьдесят человек. Мы подготовили выставку актуального искусства: работы из галерей Марины Гисич и Анны Новы. А еще, конечно, прошла дискуссия о современном искусстве с участием наших лекторов: Алексея Бойко, Дмитрия Озеркова, Ивана Чечота, Глеба Ершова. Поделюсь планами на будущее: например, в нашем новом образовательном году Ксения Малич будет читать лекции по дизайну. Будет интересно!

Фото: Антон Рудзат

Текст: Анатолий Бузинский

Теги:
Коллекционировать искусство
Люди:
Полина Рашкина (Бондарева), Дмитрий Озерков, Ксения Малич

Комментарии (0)

Купить журнал: