Мы составили энциклопедию новых художников города, старательно поделив ее на жанровые или идеологические главы. «Манифеста 10» всколыхнула сонную творческую жизнь Петербурга, обнаружив невиданные доселе арт-экземпляры, и мы не могли этим не воспользоваться.
Петр Белый, Марина Федорова, Александр Шишкин-Хокусай, Глеб Ершов, Андрей Рудьев
«Опасная зона»
Петр Белый
Выпускник отделения керамики Мухинского училища, изучал гравюру в британском Камбервеллском колледже и основал первую в Петербурге мастерскую печатной графики. Позже переключился на объекты и инсталляции — лаконичные, но обладающие сложным социальным смыслом, с отсылками к истории искусства XX века. Для проекта «Русское бедное» и многосерийной выставки «Мемориальное макетирование» вызвал призраки 1960–1970-х годов: советские вывески «Хлеб» и «Вода», ржавое железо, стеклянные банки, куски оргалита, а также макеты типовых брежневских домов из крошащегося прямо в выставочном пространстве гипсокартона. Инсталляция из этой серии сейчас выставлена в вашингтонском Арт-центре имени Катцена. В 2009-м получил премию Курехина за работу «Тишина» — облако взрыва из старых досок, метафору ситуации, которая разлетается на куски из-за внутреннего конфликта. Работы художника есть и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, и в Русском музее. Кроме собственной художественной карьеры Петр также увлечен кураторством. Его экспериментальная галерея «Люда» пять лет назад приняла у себя пятьдесят два художника — по одному в неделю, а выставочный проект «Новый архив» представил маргинальное петербургское искусство последней четверти века: от шизо-перформеров «Новых тупых» до художников круга галереи Navicula Artis. В параллельной программе «Манифесты» немало Белого: его работа была на выставке «Чемодан», проходившей в Библиотеке книжной графики и посвященной концепту памяти, а также можно было увидеть паблик-арт-проект в рамках короткого уличного фестиваля «Арт-проспект».
«В искусстве непредсказуемого больше, чем предсказуемого. Это, пожалуй, самое интересное для меня. Можно все сделать правильно, а чуда не случится. В какой момент надо сделать неправильно, чтобы получилось правильно? Нервное состояние, постоянная дрожь — это для меня самая ценная составляющая, как в своем, так и в чужом искусстве. Поэтому я люблю пусть незаконченные произведения, но такие, где была попытка постижения этой грани, эксперимента. А крепкий профессионализм не люблю, там все понятно: деньги — товар — деньги». |
«Арктическая миссия», 2005 год
Андрей Рудьев
Уроженец кубанской станицы устроил нашествие сорока пенопластовых пингвинов на фасад закрытого строительными лесами Музея Арктики и Антарктики. Однако и до этой паблик-арт-инсталляции для фестиваля «Про Арте» «Современное искусство в традиционном музее» его знали благодаря тонким работам — коллажам, объектам, видео — на темы индивидуальной и коллективной памяти, а также массовой культуры с ее фетишами. Последняя по времени выставка — посвященный малой родине и печально-ностальгический, не в пример прежней ироническо-всеядной манере, проект «Ленинградская», с черноземом в стеклянном ящике и лайтбоксами с фотографиями пчелиных сот.
Consuption dump
Марина Федорова
Выпускница художественного училища имени Рериха и отделения дизайна моды Мухинской академии пишет дорогую и красивую живопись, вдохновленную киноплакатами французской новой волны, модной иллюстрацией 1950-х. В последнее время работы Федоровой стали несколько менее гламурными: например, серия «Кресты» рассказывает про знаменитую питерскую тюрьму. Живопись Марины есть и в коллекции Русского музея, и в частных собраниях Пьера Броше, Ильи Лагутенко и Артемия Троицкого.
Из серии «Точка зрения»
Виталий Пушницкий
Художник классической выправки: окончил графический факультет Академии художеств. Один из самых востребованных петербургских авторов, к тому же три года назад включенный влиятельным арт-издательством Phaidon в каталог «100 лучших художников со всего мира». Работает в разных техниках, от инсталляций и скульптуры до живописи. Пишет холодноватые полотна с отсылками к истории западной философии и живописи. Один из недавних проектов, серия «Бритва Оккама» разоблачает уловки европейской живописи XIV–XIX веков и наглядно раскрывает ее секреты.
Twilight State
Петр Швецов
В конце 1990-х — начале 2000-х Швецов жил в Англии, Дании и Финляндии. Начинал с эффектных проектов вроде «Ящика Пандоры» с живыми мухами в коконе, инсталляции из рентгеновских снимков в туалете или пробирок со своей кровью. Сейчас делает декадентскую живопись, которая наполнена образами смерти и разложения. Но не только: на кратковременной, однако ставшей заметным событием коллективной выставке в здании бывшего научно-производственного объединения «Сигнал» Швецов расписал кафель заброшенного туалета сценами дионисийских мистерий. В нью-йоркском Frants Gallery Space до середины октября показывают его совместный с Петром Белым проект: тотальную инсталляцию о том, как привычные в быту вещи вдруг обезумели.
«Я смотрю на вас»
Маша Ша
Родилась в чукотском поселке Аэропорт. Звезда одного из первых выпусков фонда-института «Про Арте», специализируется на видео, за одну из ранних работ получила премию «Инновация» в категории «Лучший молодой художник». В последнее время Маша живет и работает в США, где помимо видеоинсталляций создает экспрессивные рисунки на больших листах.
«Инсталяция выстрел»
Александр Шишкин-Хокусай
Успешный театральный художник, Александр известен сценографией к спектаклям Юрия Бутусова и Андрея Могучего, за что не раз получал премии «Золотая маска» и «Золотой софит». Участвовал в выставках арт-объединения «Паразит», а с 2010-го показывает персональные проекты: кинетические объекты и обманчиво наивную графику. По сути, у Шишкина получается механический театр, отчасти напоминающий о работах южноафриканского художника Уильяма Кентриджа. На гротескных персонажей художника можно любоваться и в Русском музее, на выставке актуальной графики, и на фестивале паблик-арта в рамках «Манифесты».
Комментарии (0)