18+
  • Экология
  • Экология
Экология

Поделиться:

Как бизнес в Петербурге снижает нагрузку на окружающую среду?

За будущим каждой прогрессивной компании стоят в лучшем смысле душные юристы и экологи, которые следят, чтобы производство не наносило ущерб природе, и даже делают матрицы (нет, не судьбы) оценки рисков такого вреда! Что такое эко-комплаенс и как благодаря ему бизнес сохраняет водоемы, леса и почву от загрязнения, а себя — от убытков в миллиарды? Отвечает Полина Позднякова, основатель Бюро экологического комплаенса FUTUR, эксперт Российского экологического общества, приглашенный преподаватель юридического факультета Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге и руководитель ESG club.

bombermoon

Что такое эко-комплаенс?

Несмотря на то, что профилактика вреда природе — тренд последних 5 лет, о ее способах знают далеко не все. Экологический комплаенс — это новый комплексный метод управления эколого-правовыми рисками бизнеса, микс из юриспруденции, менеджмента и промышленной экологии. Правовое регулирование в сфере охраны природы сложное и запутанное, поэтому даже то предприятие, которое старается быть «экологичным», нередко привлекается к ответственности за совершение правонарушений (порчу почвы, сокрытие или искажение экологической информации и так далее).

Если говорить простым языком, экологический комплаенс — это стратегия компании, благодаря которой она работает и при этом:

  • соблюдает закон;
  • выполняет добровольные стандарты (к ним, в частности, относятся экологические ГОСТы по системе управления и обмену информацией);
  • ориентируется на другие правовые акты (например, рекомендации Банка России присвоению ESG-рейтингов, то есть оценке деятельности с позиции устойчивого экологического, социального и экономического развития);
  • следует лучшим бизнес-практикам (внедряет регулярное экопросвещение среди сотрудников, экологизирует офисы). Даже наши коллеги из «Яндекса» этим занимаются, хотя компания оказывает не такое больше негативное воздействие на окружающую среду, как промышленные производители!

Иными словами, организация, которая внедряет экологический комплаенс, не живет в хаосе, а работает логично и системно.

Бизнес регулярно оценивает риски причинения вреда природе в своей деятельности и вырабатывает порядок действий, чтобы снизить их, не нарушить закон и не быть привлеченным к ответственности, точно знает свои и чужие права и обязанности.

Комплаенс нужен, чтобы не нарушить закон?

Несмотря на то, что экологический комплаенс — юридический инструмент, снижение риска совершения правонарушений — не самоцель его внедрения. Основная задача комплаенса на самом деле — через снижение риска правонарушений снизить риск финансовых потерь, которые складываются из нескольких элементов:

Сами санкции за экологические правонарушения.

Так штрафы могут доходить до миллиона рублей за одно правонарушение, а суммы возмещения экологического вреда нередко составляют от нескольких миллионов до нескольких десятков и сотен миллионов рублей (рекорд побила «дочка» ГМК «Норильский никель» (Норникель) — в 2021 году с нее взыскали 146 млрд. рублей, это самая большая сумма возмещения экологического вреда за всю историю).

Из-за информации об экологических правонарушениях может снизиться и стоимость компании, потому как причинение вреда природе — чувствительный для общественности и бизнеса вопрос.

Например, капитализация Норникеля упала на 8% к предыдущему закрытию торгов сразу после того, как распространилась информация о разливе дизельного топлива в результате аварии в Норильске в мае 2020 года.

Нередко информация о правонарушениях используется для недобросовестной конкуренции.

Когда СМИ или Телеграм-каналы рассказывают, как компания нарушает закон — люди, которые живут там, где такой бизнес ведет свою работу, утрачивают к нему доверие. А между тем, мнение местных жителей принципиально важно для работы организации — оно юридически учитывается, например, в публичных слушаниях или общественных обсуждениях при проведении государственной экологической экспертизы, согласовании градостроительной документации. Известный в Петербурге пример — когда «Анна Нова» хотела застроить часть Муринского парка под спорткомплекс. В онлайн-источниках быстро распространилась информация, что участок был передан под застройку незаконно, протестующие против застройки пришли даже в арт-галерею «Анна Нова», и в итоге участок так и не застроили.

Master1305

Бизнес особо ответственен за окружающую среду?

Да. Если мы посмотрим данные официальной статистики, которые публикует Росприроднадзор, то увидим, что экологическая ответственность компаний с каждым годом растет. Например, по сравнению с 2021 годом количество проверок за 2022 год уменьшилось вполовину, а число проверок, по итогам которых выявили нарушения, стало лишь на 17% меньше. Количество жалоб с требованием о возмещении вреда, предъявляемых природопользователям, выросло на 20%, а сумма таких расчетов увеличилась в 4 раза.

Статистика Судебного департамента при Верховном Суде РФ тоже это подтверждает — в 2022 году из 1 450 исков, рассмотренных только арбитражными судами, отказано в иске было всего в 204 делах (по результатам рассмотрения в первой инстанции).

То есть даже если компания невиновна, с первого раза не всегда получится доказать, что претензия не обоснована. Суд продолжится — и все это приведет к финансовым потерям.

Как выстраивается комплаенс-стратегия?

Экологический комплаенс регулирует целый ряд вопросов.

  • Как оцениваются эко-риски?

Одним из классных методов анализа является специальная матрица — таблица, где описываются разные риски вроде сброса с превышением предельно допустимых концентраций, аварий, ошибок в экологической документации, неоспоренных нарушений при проведении экологического контроля. Каждый такой риск ранжируется по степени реальности и опасности его последствий — высокий, средний, низкий. Чем лучше компания знает, какие нарушения и ошибки в ее деятельности наиболее вероятны, тем лучше можно выстроить систему работы и предупредить их. Нередко для этого нужны очень простые решения — утвердить должностную инструкцию, разработать регламент бизнес-процесса, утвердить определенные стандарты работы с поставщиками и не сотрудничать со всеми подряд.

  • Кто из работников и что делает и в какой срок?

Например, можно создать регламент сопровождения контрольно-надзорных мероприятий в сфере охраны окружающей среды. В таком документе указывается, какие сотрудники участвуют в проведении контрольно-надзорных мероприятий (юрист, эколог или главный инженер), что нужно обязательно сделать (проверить удостоверение сотрудника органа, провести видео-/фотофиксацию и так далее).

  • Как должны себя вести контролирующие органы, что они могут и не могут делать?

Компания может разработать методички, памятки об отдельных экологических процедурах — тех же контрольно-надзорных мероприятиях, составлении экологической документации и отчетности. В них обычно включается и отметки, в какой срок проводятся проверки, какие документы запрашивает контролирующий орган, когда их нужно направить ему, какие нарушения может совершить должностное лицо органа. Такие памятки помогают быстро адаптироваться новым сотрудникам, в доступной форме узнать об основных требованиях закона.

  • Как зафиксировать доказательства так, чтобы в дальнейшем защитить свои права?

Например, проводить фото- и видеофиксацию, вести аудиозапись. Это допускается для ряда контрольно-надзорных мероприятий и довольно часто имеет ключевое значение в спорах о взыскании платы за водоотведение. Но это, опять же, нужно делать в соответствии с законом.

  • Какими возможностями по защите своих прав и на каком этапе можно воспользоваться?

Бизнес защищает свои права не только в арбитражном суде или суде общей юрисдикции. В зависимости от ситуации он может обратиться в различные органы (Минэкономразвития, Росстандарт, Росаккредитацию и так далее), заявить возражение в деле об административном правонарушении или по специальной процедуре ответить на предостережение прокурора.

Так комплаенс снижает для организации и юридические, и финансовые, и репутационные риски.

Roman Samborskyi

Как экологический комплаенс применяется в Петербурге?

Полина Позднякова

основатель Бюро экологического комплаенса FUTUR, эксперт Российского экологического общества, руководитель ESG club

Cогласно Докладу об экологической ситуации в Санкт-Петербурге за 2022 год среди основных городских проблем — обращение с отходами, качество водных объектов и почв. Поэтому распространение практики экологического комплаенса сейчас приобретает все большее значение в решении проблем города. Это похоже на «теорию малых дел» — если каждый будет внедрять такую систему в своей деятельности, правонарушений будет меньше и совокупные усилия помогут снизить общую нагрузку на окружающую среду.

Мы командой бюро FUTUR помогали внедрять экологический комплаенс петербургскому заводу по переработке ПЭТ-бутылок — АРТЭКО («АРТЭКО СПБ»). На самом деле мы были очень рады поработать с ними, потому что это тот случай, когда то, что делают в организации, действительно близко к классическому экологическому комплаенсу — есть понимание ценности превентивных мер и экологичности на уровне корпоративной культуры и руководства. И это помимо того, что завод в целом занимается прогрессивной и очень полезной деятельностью — перерабатывает отходы и способствует их вовлечению в хозяйственный оборот.

Завод хотел оптимизировать обращение с отходами, в том числе их сбор от населения. Это было важно для того, чтобы не допустить неправильного накопления отходов, их неправильного сбора и учета, загрязнения окружающей среды (например, когда что-то не попадет в пандомат, не будет переработано и отправится на свалку), а следом — штрафов и доначисления экологических платежей.

Чтобы улучшить систему экологического комплаенса мы:

  • Выявили, чья деятельность создает эколого-правовые риски. Думаю, звучит неожиданно, но таким лицом, в частности, был назван менеджер, который ведет договор и согласует бухгалтерские документы с поставщиком ПЭТ-бутылок! Все дело в том, что он может неправильно обозначить материалы как товар или как отход, заключить договор с лицом, которое ведет себя недобросовестно — не предоставляет экологические документы или неправильно ведет отчетность;
  • Определили вид и содержание необходимых регламентов;
  • Рекомендовали: назначить ответственных за внедрение комплаенса людей, ввести удобный электронный документооборот, разработать внутренние перечни отходов и продукции, провести обучение и регулярное информирование сотрудников, чтобы они знали все нюансы работы компании, в том числе и то, какие политики и регламенты в ней применяются.

Для другого клиента, который занимается производством упаковки, мы разрабатывали вариант отведения сточных вод с минимальной нагрузкой на окружающую среду, чтобы не загрязнять близлежащие водоемы и водотоки, подземные воды, а также не допускать порчи почв. Например, нередко многие думают, что если лить воду, даже дождевую, на почву, то с почвой ничего не будет — но это не так!

Юридически это называется «сброс на рельеф», а фактически (зависит, конечно, от объема и состава стока) приводит заболачиванию, подтоплению, гибели животных и растений, и, как следствие, ущербу имущества — могут провалиться построенные здания и сооружения на соседних участках. Мы также разработали порядок контроля состава и свойств сточных вод, взаимодействия с контролирующими органами и местными жителями. Это снизило вероятность и правонарушений, и нанесения вреда природе!

Еще один интересный пример из нашей практики — кейс крупной петербургской фирмы, работающей в сфере транспортировки нефтепродуктов.

Компании, которым мы помогаем, нередко находятся на разных стадиях принятия необходимости предупреждения эко-правовых рисков — одни давно «в теме», и мы только предлагаем новые интересные решения, проводим «улучшайзинг», а для других этот подход очень новый, и тогда комплаенс, можно сказать, запускается с нуля и внедряется постепенно (чтобы работники привыкали постепенно). Эта история как раз про второй случай.

Так как в компании многие экологические вопросы решались отдельно друг от друга, что блокировало работу эколога, мы рекомендовали:

  1. Начать с разработки матрицы рисков и их стоимостной оценки (финансовые последствия очень сильно мотивируют предпринимателей принимать решения своевременно!);
  2. Распределить ответственность различных департаментов, которые связаны с эко-рисками (хозяйственные и технические отделы, бухгалтерия, и другие);
  3. Утвердить бизнес-процесс взаимодействия сотрудников;
  4. Систематизировать работу с нормативно-правовыми актами;
  5. Провести дополнительное обучение сотрудников по экологическому регулированию.

Все это стало отправной точкой внедрения комплаенса, а сейчас этот подход в компании постепенно развивается — уже планируем продолжение работы.

Комментарии (0)

Купить журнал: