Главный архитектор проекта «Роскомтехнология», победитель конкурса «Дни Архитектуры», выпускница программы Архитекторы.рф проектирует экспериментальный психоневрологический диспансер в Крыму.
Как вообще вся эта история с архитектурой произошла?
Мои родители — инженеры. В советское время они принимали участие в строительстве атомной станции в Крыму, позже отец возглавлял организацию, которая строила социальные и военные объекты. И хотя на мой выбор профессии никто не влиял, но можно сказать, что так или иначе он все равно был предопределен.
Вы магистерскую писали по общественным пространствам в Краснодаре. Это самая слаборазвитая городская зона?
Тогда этой теме не уделялось столько внимания. Сейчас странно подумать, но мне приходилось вводить термин «общественные пространства». И доказывать, что они могут влиять на городскую экономику или что необходимо ввести индекс качества среды. Диссертация была награждена золотым дипломом на «Днях Архитектуры», но мои идеи были тогда понятны не всем представителям профессионального сообщества. Поэтому да, когда я писала диссертацию, то считала, что вношу важный вклад в развитие города. Сегодня мои мысли заняты другими вопросами. Например, проектированием на природных территориях инфраструктуры, которая повысит экологическую осознанность людей и будет способствовать развитию внутреннего и международного туризма. В этой работе я порой так же сталкиваюсь с непониманием важности темы. Но это уже знакомая история. (Улыбается.)
Теперь о наболевшем. Что думаете о хаотичной не единообразной застройке, о случайной и умышленной утере исторических городских объектов?
Думаю, городу нужно грамотное планирование, прозрачные и понятные правила для всех интересантов: жителей, застройщиков, инвесторов, представителей власти. У нас, по-моему, все слишком стремительно меняется — и правила, и законы, и люди, которые их представляют. Поэтому те, кто обладает ресурсами, предпочитают преследовать собственные интересы. Можно было бы сказать, что это особенность капиталистической экономики, но примеры других стран могут быть показательными: если есть прозрачные правила игры, то люди следуют им. Например, мастер-план, где каждый застройщик четко видит границы дозволенного и те цели, которые преследует город, устанавливая эти границы, может помочь избежать хаотичной застройки. Людям станет понятно, как будет происходить развитие районов, и они смогут планировать свою жизнь исходя из этого. Думаю, это то, с чем мы должны сегодня работать, — и власти, и профессиональное сообщество, и жители города.
Какие возможные варианты выхода из сложившейся ситуации видите?
Не думаю, что есть универсальное средство для лечения городских проблем. Любой город — очень сложная многоуровневая система, которая не может не накапливать ошибки и проблемы по мере роста и развития. Поэтому не существует ни одного идеального города. Кроме того, город существует безотрывно от экономики, культуры и политики. Если говорить об утрате исторических объектов, думаю, это происходит по многим причинам: высокой стоимости земли в центре города, незаинтересованности инвесторов в реставрации и интеграции объекта в рынок, общей незаинтересованности в истории собственного города. Это, конечно, далеко не все. Нужно регулировать застройку и зонирование в городе — и мы избежим появления высоток в исторических двух-, трехэтажных кварталах, заинтересовать инвесторов льготными условиями — и они обязательно придут, познакомить людей со своим городом и его историей — и они не захотят его терять.
Расскажите о программе Архитекторы.рф, в которой вы участвовали. Что из этого вышло?
Архитекторы.рф — на мой взгляд, очень необходимая стране программа по подготовке управленческих кадров в области архитектуры и градостроительства. Многие выпускники программы заняли различные должности в администрациях муниципалитетов и субъектов РФ и уже работают над изменением облика городов. Я же пока на государственную службу не тороплюсь. Меня несколько раз приглашали на интересные должности, но на данном этапе я ощущаю интерес к другому — к непосредственной работе по созданию объектов, отвечающих современным требованиям и современной функциональности жизни. Во время учебной программы я осознала, что у государства есть запрос на качественное изменение городской среды, что он намного шире, чем создание общественных пространств, и включает в себя строительство новых социальных объектов — больниц, школ, детских садов и др. Это направление мне и интересно. Сейчас я занимаюсь психоневрологическим диспансером в Крыму. У меня и моей команды стоит задача сделать по-настоящему современный, удобный комплекс для людей с ограниченными возможностями, которые особенно нуждаются в комфортной среде для жизни. Думаю, что ближайшее время буду заниматься подобными проектами — это интересно и важно для меня.
А еще важно знать, что сейчас Карина Бронникова проектирует универсальный жилой модуль для национального парка «Русская Арктика», в котором будут жить ученые во время исследований на острове Новая Земля. Сложность объекта заключается в том, что он должен отвечать жестким условиям эксплуатации в арктических широтах, и ученые должны самостоятельно собрать его, используя инструкции по типу тех, которые прилагаются к товарам из «ИКЕА».
Текст: Виктория Приймак. Фото: Тамара Морозова
Комментарии (0)