Кардинально изменила жизнь младшего брата с диагнозом аутизм и вместе с этим помогла сотне семей с похожей проблемой благодаря проекту «Открытая среда», а также реализовала в этом году идею «тренировочной квартиры». Теперь каждый день ее команда доказывает, что люди с аутизмом нуждаются в общении и поддержке так же, как все остальные люди.
Как вы пришли к созданию «Открытой среды»?
Мне очень хотелось, чтобы Никита, несмотря на диагноз «аутизм», как обычный подросток мог иметь друзей и ходить в кино на выходных. К сожалению, это было очень сложно еще два года назад, поэтому я написала пост у себя в инстаграме, что все желающие могут вступить в ряды волонтеров, чтобы вместе со мной водить ребят в кино. Вот так, сначала возник киноклуб, в котором мы собирались, обычные люди и ребята с аутизмом, а потом из этого вырос проект «Открытая среда». Сейчас у Никиты есть друзья и дневная занятость. Благодаря нашему проекту и смелости компании «Каргилл», мы первые в крае, кто официально трудоустроил человека с аутизмом.
Кого принимаете к себе в качестве подопечных?
На попечении у нас больше ста людей с ментальной инвалидностью. «Открытая среда» - это проект для подростков и взрослых с аутизмом, ведь именно для этой категории в городе нет практически ничего. После школы они остаются предоставлены сами себе. Мы помогаем адаптироваться и получить жизненно необходимые навыки не только ребятам с этой особенностью, но и их семьям: психологическая поддержка для родителей, отдельная группа для братьев и сестер особых детей. Мы стараемся оказывать системную и долгосрочную помощь, сопровождать всю семью в проекте – только таким образом можно добиться качественных изменений. Эта помощь оказывается бесплатно. Чтобы попасть к нам проект, нужно связаться со мной и заполнить анкету.
К вам присоединилось немало волонтеров. Ощутима ли их помощь?
Да, конечно! Каждый из них не просто приезжает в «тренировочную квартиру» пообщаться с ребятами: перед встречей они проходят трехчасовой тренинг, на котором узнают, что такое аутизм, какие стратегии поддержки нужно использовать, в какие игры мы играем на занятиях и, как вообще строится проект. Наша команда – моя большая гордость, в ней есть журналисты, строители, менеджеры, медсестры, работники авиации, переводчики, фрилансеры. Помочь может абсолютно каждый, главное — желание.
Как вы считаете, возможно ли полностью социализировать кого-то из ваших подопечных?
Да, я твердо уверена в том, что многие наши ребята смогут социализироваться, быть самостоятельными и успешными в обществе. А если и есть ограничения, то нам удастся выстроить такую систему поддержки, которая будет сопровождать ребят не в интернате, а дома в комфортных условиях. Достойная жизнь должна быть у любого человека, не зависимо от его особенностей развития. Сейчас такие люди попадают в интернаты, когда остаются одни. Это бесчеловечная и недопустимая система, с которой необходимо бороться.
С какими трудностями и радостями вы сталкиваетесь в своем деле?
Душа радуется, когда ребята становятся самостоятельными, а компании смелеют и приглашают их на работу, когда родители говорят об успехах и приходят новые волонтеры. К трудностям я бы отнесла материальное положение нас как организации. Очень сложно психологически помогать взрослым людям, которые никогда не поправятся. Это такая история, которая статистически не так привлекает людей жертвовать средства, к сожалению. Но я верю в ребят и в то, что все постепенно изменится.
Текст: Анастасия Шамякина Фото: Лилия Татьянченко
Комментарии (0)