Журналист, краевед, автор множества изданий и видеороликов о Краснодаре, обладатель премии «Золотое перо Кубани» рассказывает о пользе экскурсий и ощущении «турист в своем городе».
16+
Как и когда вы начали водить экскурсии по городу?
Я много лет занимался журналистикой, публиковал статьи об истории города на «Югах», в «Югополисе», «РБК», «Комсомолке», «Деловой газете.ЮГ», «Московском комсомольце» и еще много где. У меня два десятка профессиональных наград: «Золотое перо Кубани», «Искра юга» и прочие. На YouTube можно найти мой видеопроект «Краснодар. Погружение» — 12 десятиминутных серий о Екатеринодаре XIX — начала XX века. Такого уровня краеведческих программ у нас не снимали никогда. Там живое видео сочетается с анимацией. Три года назад я получил за него главный приз на кинофестивале «Молодой киновек» в номинации «Учебный фильм». Несколько лет я работал с издательством «Традиция», собирал материал для красивых подарочных изданий о городе: «Екатеринодар-Краснодар: 222 факта», «Кубань Старозаветная», «Град Екатерины. Город Краснодар». Был интересный проект для Пушкинской библиотеки. Я тогда перечитал все значимые советские газеты 1945 года, выбрал два десятка наиболее интересных, и библиотека издала их репринтным способом в подарочной коробке с моим предисловием. К коммерческим экскурсиям я пришел четыре года назад. До этого были лишь разовые акции, направленные на привлечение внимания к исторической памяти города. Идею стать гидом мне подсказали. Первый год я работал на турфирму, а потом ушел в свободное плавание. По сути, я занимаюсь тем же — рассказываю истории. А ранее писал. Прощай, Гутенберг, привет, Гомер! (Улыбается.)
Тогда логичный вопрос: почему экскурсии и чем они полезны?
Думаю, что многие сталкивались с ощущением «замыленного глаза». Прожив в одном городе много лет, окружающее, как и сам город, становится скучным, неинтересным. Путешествиями куда-то эту проблему особо не решишь, потому что в любом случае приходится возвращаться обратно. Да, после каждого путешествия меняется ракурс на привычное, но лишь отчасти и ненадолго. Здесь помогает изучение истории. Это как машина времени, гуляешь по своему городу, как по чужому. Вот дом купца Калашникова возле Музыкального театра. Здесь проходил самый шумный городской бал XIX века. А вот напротив — «Мон Плезир», синематограф времен НЭПа, хотя строился он как площадка для катания на роликах в 1911 году. Тогдашний мэр города Иван Дицман выступал в прессе с мнением, что этот рассадник разврата необходимо закрыть. Туда сбегают с занятий гимназисты, утомляются и потом не могут освоить программу. Таким способом он пришел к выводу, что через несколько лет у нас будет абсолютно тупое поколение, которое будет прекрасно кататься на роликах! Я не занимаюсь советской историей — только дореволюционной и Гражданской войной, но по этим периодам у меня самая широкая линейка экскурсий. К примеру, у нас с Виталием Штыбиным есть две экскурсии и лекции о екатеринодарском бизнесе. С лекцией мы выступаем на бизнес-площадках и экскурсии водим, рассказываем о магнатах и мелких лавочниках на улицах старого города.
У вас была отдельная история со Всесвятским кладбищем, как бы это ни звучало.
Да, была. Я первый начал водить там коммерческие экскурсии. Сейчас на кладбище работают шесть или семь гидов, а оно само в прошлом году вошло в общероссийский топ-5 самых интересных для туристов провинциальных кладбищ по версии «Газета.ru». Началось все в 2015 году. Меня попросили провести там экскурсию для приезжего историка. Я на Всесвятском давно не был и удивился его запущенности. Тогда я организовал субботник, бесплатную экскурсию, куда приглашал депутатов, чиновников и всех желающих, опубликовал несколько статей о нем в прессе. В то время эта тема властям казалась очень скандальной, и на одном телеканале даже запретили ставить в эфир интервью со мной. Я заскринил переписку с продюсером, выложил в Facebook и стал ждать реакции. Через полчаса мне позвонили: «Владимир, удалите пост, и мы поставим сюжет с вами в новости!» Соцсети уже тогда были влиятельнее телевидения. Всесвятское кладбище — единственный крупный старинный погост на Кубани, где можно встретить красивейшие памятники XIX века, знаковые для города могилы, надгробия людей, с именами которых связаны городские легенды. Сейчас администрация города начинает его благоустройство, это, возможно, как раз потому, что локация обрела туристический статус.
Вернемся к экскурсиям. Кто чаще всего приходит — туристы или жители нашего города?
И те и другие. Есть еще одна категория — новые жители города. Только переехали, им все интересно. Последняя перепись многих удивила, нас только официально почти два миллиона, а неофициально, наверное, под три. Я не удивился. По людям, приходящим на экскурсии, вижу, что идет большая волна переселенцев в Краснодар.
А какие ваши экскурсии наиболее популярны?
«Тайны и легенды Всесвятского кладбища» — безусловный хит. «Город блуждающих монументов» — это вариант для первого погружения в городскую историю. Сейчас активно набирает поклонников экскурсия «Тени модерна: архитектурный маршрут». Мы там подробно разбираем эклектику, модерн, рассматриваем картуши, вензеля на старых особняках. Есть узкотематические экскурсии, на которые приходят люди с конкретным интересом к теме. Например, на экскурсии «Белогвардейская история Краснодара» я рассказываю о золотом периоде этого города, когда в 1918 году практически вся страна находилась под большевиками, а в наш город, к Деникину, съезжалась вся интеллигенция из Петербурга. Екатеринодар тогда стал столицей Белой России. На нее часто приходят очень начитанные люди, нередки комментарии вроде «Владимир, вот здесь с вами поспорю! Помните, в третьем томе мемуаров Деникин пишет...» Экскурсия «Дуэли и скандалы русских поэтов» посвящена, как нетрудно догадаться, литературе, ее деятелям и светской жизни. Ее герои — Константин Бальмонт, Самуил Маршак, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Гумилев, Максимилиан Волошин. Мы говорим о стихах, тонкостях дуэльного кодекса и многом другом.
Ясно, что историческое и культурное наследие города огромное… Но как, по-вашему, раскрыт его потенциал?
Практически все экскурсии по городу проходят в старом центре, на Всесвятском кладбище или в парке «Краснодар». В других районах достопримечательности редки и там сложно выстроить маршрут. Здесь на первый план выходит личность гида. Большей частью люди ходят не просто на экскурсию, а на конкретную экскурсию к конкретному экскурсоводу, либо их друзья у него были и хвалили, либо они читают его в соцсетях. В итоге можно и по Венеции водить скучные экскурсии, а можно и по внешне невзрачному городу — интересные!
Текст: Виктория Приймак
Фото: Денис Яковлев
Комментарии (0)