Сфера маркетинга стремительно развивается не по дням, а по часам. Мы поговорили с заместителем генерального директора по маркетингу и продажам туристического комплекса «Долина Лефкадия» Лесей Садыховой о том, как изменилась индустрия и чего нам ждать в будущем.
Говоря о сфере маркетинга в нашем крае, какие изменения за последнее время заметны уже сейчас?
Маркетинг стал более сложным: углубляются цели продвижения, наслаиваются маркетинговые коммуникации. Если раньше каждый второй руководитель компании был сам себе маркетологом, то сегодня все больше компаний, предпринимателей обращаются за практическими советами. Само планирование маркетинга стало неотъемлемой частью, и это не может не радовать. Растет влияние гаджетов на продвижение брендов, увеличивается значимость видео и VR, которая уже стала реальностью. Социальные сети и диджиталканалы — часть маркетингового микса и предлагают такой охват, который ТВ даже и не снится. Маркетинг вышел за рамки брендинга и рекламы, а отдел маркетинга динамично работает совместно с другими подразделениями и сосредоточен на создании долгосрочных отношений с клиентами. Сейчас главное — не продать, а создать отличный продукт, услугу, сервис, которые заставят аудиторию возвращаться вновь и вновь. Поэтому маркетологи должны предложить нечто большее, чем просто информацию и «красивую картинку».
Как определить «своего» маркетолога? На какие личные и профессиональные качества обращать внимание?
Стаж никак не влияет при выборе специалиста. Прежде всего я бы обращала внимание на способность думать, умение оперативно реагировать на изменение внешней и внутренней среды рынка, ведь именно последние месяцы показали, как жизненно необходим и востребован реактивный маркетинг, когда надо незамедлительно отреагировать и сделать быстрый, решительный старт. Второй немаловажный аспект — желание и готовность учиться. Работа специалиста маркетинга — это постоянное обучение и развитие, особенно когда мы говорим об онлайн-среде. Кандидат должен быть обязательно разносторонним человеком, которому скучно заниматься только одним направлением и хочется всего и сразу. Маркетологу приходится решать и творческие, и аналитические задачи: построить бизнес-модель, посчитать эффективность/доходность, в то же время придумать интересный формат ведения рекламной кампании. Конечно, важны коммуникабельность и доброжелательность, особенно в сфере гостеприимства.
Назовите тренды и антитренды в маркетинге, которые будут популярны в ближайшее время.
Конечно, за тенденциями рынка нужно следить, но большинство специалистов активно используют маркетинговые фишки, которые не приносят должного результата. Тренды необходимо создавать, а точнее, трендом нужно быть. В нашем регионе по-прежнему большая часть компаний живет в своем особенном мире, оторванном от реальности. Они работают по принципу «предложение — продажа — до свидания». А ведь цель маркетинга — стать главным брендом в голове людей, обеспечить его популярность. Фокус на продаже — это ошибочная стратегия, потому что у вас не будет шанса продать человеку продукт или услугу еще раз. Все активности, фишечки — это всего лишь инструменты, чтобы коммуницировать с аудиторией ради той самой главной цели. Сейчас необходимо больше фокусироваться на клиенте: понимать и анализировать их запросы, частоту покупок, причины, бесконечно улучшать сервис, интегрировать клиентоориентированность в корпоративную культуру. Своим сотрудникам нужно дать ценности и ориентиры, как можно улучшать жизнь клиента. В маркетинге существуют различные понятия, в том числе и сезонность. Сыграть на ней можно весьма выгодно, выпустив на рынок товар или услугу в то время, когда конкуренты еще «не проснулись». Старайтесь избегать избитого формата, находите контрасты, возьмите смелость предложить необычный продукт: дайте клиентам больше, чем они смогут пожелать. Сейчас никто не любит рекламу, поэтому создайте то, что основано на простых понятиях и затронет человеческие эмоции и чувства. Предположим, гость хочет любоваться лавандовым полем с высоты птичьего полета и пить шампанское — сделайте это, организуйте полет на воздушном шаре для одного, и к вам выстроится очередь из тысячи. Создавайте истории, а идеи можно находить во всем, даже в парадоксах и противоречиях.
Какие книги или подкасты полезны как специалисту, так и тем, кто ищет себе в команду маркетолога?
Я люблю читать, и книги у меня абсолютно везде: в машине, в квартире, в сумке. Из любимого рекомендую «Заразительный» Йона Бергера: автор уверен, что можно создать невероятно популярную рекламу. Тем, кто больше по интернет-рекламе, советую «Психологию убеждения» Роберта Чалдини и «Контент, маркетинг и рок-н-ролл» Дениса Каплунова. Стоит прочитать и «Взлом маркетинга» Фила Бардена. Развивайтесь и находите свое — четкого рецепта нет, все всегда индивидуально.
Комментарии (0)