В честь праздника Великой победы директор и художественный руководитель Детского театра балета «Мимолетности» Наталия Лозовая рассказала редакции о том, почему важно передавать память о войне из поколения в поколение, как она работает над этим с воспитанниками театра, и поделилась своей семейной историей.
На мой взгляд, многие сегодня пытаются переписать историю на свой лад. Но в любом случае, как бы они не старались, у нас есть факты налицо. Погибали не только наши родные и близкие, погибал практически весь мир. От рук любой войны сокращается население Земли! При этом я заметила, что воевать уходят самые сильные, интеллектуальные и самые развитые люди. Те, кто думает о будущем, о своей жизни и жизни своих детей. Так как страна может развиваться и человек может творить только будучи свободным. Антуан де Сент-Экзюпери сказал однажды: «Если вы хотите, чтобы человек творил — освободите его». И правда, если посмотреть на развитие Советского Союза после войны, мы заметим, насколько быстро он стал строиться и развиваться. Конечно, мы наверстали все не за год и не за пять лет, но мы не стояли на месте! Сегодня мы, к сожалению, продолжаем воевать. Война идет в нашей близкой Украине даже в такое непростое время, когда весь мир остановился. Параллельно с новым недугом, который воюет против всех нас, против людей, сумевших восстановиться и построить все с нуля! Но я, как человек, любящий людей и жизнь, пытаюсь извлечь из нынешней ситуации только плюсы. И у меня это получается. Я по-прежнему хожу в опустевший театр каждый день, впитываю атмосферу, запах, разглядываю картины на стенах и балетные станки, которые соскучились по детским рукам. С нетерпением жду, когда в театр смогут вернуться мои воспитанники. Надеюсь, что переоценка ценностей произошла не только у меня, но и у многих других людей.
Я всегда говорю ученикам, что каждый человек должен пережить горе, испытать страдание и остро чувствовать. Это касается не только творческих людей и артистов. Все мы должны чувствовать! Человек, не познавший острых впечатлений, живет в рафинированном обществе. Поэтому в переходном возрасте, я имею в виду детей пяти-шести лет, мы в театре начинаем разбирать какие-то маленькие беды и разочарования. Конечно, случившаяся ситуация и работа в онлайн нас в этом сильно ограничивает, но если мы видим, что ребенку плохо — мы приходим на помощь. Если мы почувствовали что-то неладное, то мы всеми способами вытянем из ребенка именно эту эмоцию. С помощью разговоров, психологических приемов, с помощью искусства. Зачем? Чтобы сделать из него живого полноценного человека! Эмоционального, переживающего, доверяющего, проверяющего и так далее.
Пластическую драму «Выпускное платье» мы ставили под влиянием тех историй, которые слышали еще в юности. Мы действительно знали много героев, рассказов о войне благодаря урокам истории и дополнительным занятиям. В нашей школе был клуб по интересам, вместе с учителем по начальной военной подготовке и директором музея имени героя Советского Союза Дмитрия Карбышева (на базе школы МБОУ СОШ № 22), мы брали лопаты и шли на мясокомбинат, где проходили военные действия. В ходе раскопок находили настоящие каски, мины и прочую военную археологию. Мы всегда поздравляли ветеранов с праздниками, регулярно помогали им в быту. И это приносило нам неподдельную радость, мы гордились тем, что делали, нас всячески мотивировали, и мы действительно были полезны. Система воспитания и образования в СССР, на мой взгляд, была почти идеальной.
Но вернемся к спектаклю. Как вы уже поняли, он родился не по произведению. Это скорее синтез воспоминаний и ассоциаций из юности. Все мы помним истории о девушках, которые в срочном порядке уходили на войну, чтобы помогать солдатам. У них всех были мечты… у кого-то о выпускном платье, у кого-то о замужестве и семье. В моем спектакле история про только что отметивших выпускной вечер девушек, которые по собственной воле ушли на фронт медицинскими сестрами. Они тяжело работали, видели страшные вещи и настоящую боль, в перерывах мечтали о своем, но их снова ждали взрывы снарядов и бессонные ночи. Все они вернулись с войны, а в самом конце спектакля их внучки открыли альбом и увидели групповую фотографию своих бабушек. Может быть это наивная история, я не знаю. Но в сердцах зрителей она нашла необыкновенный отклик, и в моем театре нет ни одного артиста, который не хотел бы танцевать в этом спектакле. В этом году мы показывали спектакль на малой сцене Краснодарского академического театра драмы имени Максима Горького второго февраля, в день освобождения города Волгограда. Следом мы всем театром почтили память павших у памятника Георгия Жукова и возложили цветы.
Есть, конечно, и семейная история, как и у всех нас. Мой дедушка по маминой линии Бучацкий Григорий Петрович служил в Красной армии. Воевал на многих фронтах. С 1942 года был назначен главным инженером 289 штурмовой авиационной дивизии, которая позднее была названа Никопольской. Войну закончил в звании майора и должности главного инженера. Работал в западной Украине в городе Луцке, в 1950-е годы после окончания Высших инженерных курсов при Академии имени Н.Е. Жуковского ему было присвоено звание полковника. Он был человеком, который всю жизнь был в армии, защищал свою страну и любил свою семью. В годы войны бабушка Прасковья усыновила мальчика Юрочку из Блокадного Ленинграда. После войны его нашел отец, а в семье Бучацких через время родился сын, которого назвали Юрием. У дедушки очень много наград, вот некоторые из них: Орден Отечественной Войны II Степени, орден В.И. Ленина, орден Красной звезды по приказу Южного фронта, орден Красной звезды за выслугу лет в Красной армии.
Очень тяжело передавать свои знания об этом современным детям. Думаю, что каждый родитель пытается улучшить и облегчить жизнь своему ребенку, дать то, чего не было у него самого, и защитить его от бед и разочарований. И это тоже очень правильно. Но кто-то умный сказал: «Не познавший горя, не проживет жизнь». Поэтому я пытаюсь передать им опыт прошлых поколений через искусство, хочу, чтобы они прочувствовали его как персонажи наших спектаклей. Но надо понимать, что я тоже абсорбирую информацию, которую даю. И максимально подробно рассказываю, только если четко понимаю, что ребенок заинтересован и готов услышать и увидеть. У меня есть фотографии детей из концентрационных лагерей, есть военные детские письма, есть переписка любящих друг друга мужчины и женщины, найденная мной. Это все очень сильно эмоционально и искренне, это настоящая любовь и боль. Столько историй случилось и столько истории живет вместе с нами, все это должны знать наши дети. Мы ни в коем случае не должны ограничивать их в познании мира.
Сегодня юные артисты Детского театра балета «Мимолетности» рисуют рисунки, посвященные Великой победе, записывают стихи и песни на видео. А мы размещаем все это в наших социальных сетях! Мы подготовили два спектакля «Выпускное платье», о котором я уже рассказывала, и «Хранительница слов» о жизни маленькой девочки в немецком городке, о ее приемных родителях, книгах и друзьях. Также две фотовыставки, которые должны были пройти в нашем театре, в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике имени Е.Д. Фелицына и на других площадках. Но, к великому сожалению, пандемия не дала нашим артистам открыться и отдать дань памяти тем людям, которые подарили нам возможность жить. Люди умирали за нас и наше будущее, а сегодня непонятно кем был остановлен весь мир. Я очень надеюсь, что мы не потеряем самообладание в период изоляции, что мы продолжим ставить цели и задачи, думать о своей стране и людях, так, как когда-то думали наши предки, уходящие на войну.
Текст: Виктория Приймак. Фото: Никита Пашков, Натали Фищенко, Яна Семисенко, архивы героя
Комментарии (0)