18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Арсен Галстян

Дзюдоист из Краснодара, заслуженный мастер спорта России, олимпийский чемпион Лондона 2012, начал тренировать юношескую сборную страны.

Можно сказать, что спорт у вас в крови, ведь ваш отец — профессиональный футболист, а братья — дзюдоисты. Почему именно этот вид спорта?

В дзюдо меня отдали в девять лет, но в то время у меня не было осознанного желания заниматься спортом, тем более таким серьезным. Поэтому два раза я все бросал, но меня снова приводили на тренировки. Отец и братья очень поддерживали, верили. На моей родине в Армении мы практически ничего не знали о дзюдо. Ведь там я жил в небольшом селе Неркин Кармирахпюр на северо-востоке страны. А в Адыгее, куда переехал семилетним мальчиком со всей семьей, я стал воспитанником майкопской школы дзюдо Якуба Коблева. Первым наставником и личным тренером был Игорь Романов. А во время обучения в институте меня тренировал серебряный призер чемпионата мира среди ветеранов Айвар Хашханок.

Каково это, двадцатитрехлетнему спортсмену из станицы стать олимпийским чемпионом?

У меня была спокойная жизнь, любимое дело. В 2007 году я попал в сборную страны и в том же году стал бронзовым призером чемпионата России. Через год завоевал золото среди юниоров на первенстве мира. Затем было много схваток и побед, но конечно после Олимпиады в Лондоне меня стали узнавать, приглашать на интервью разные СМИ. Я был безумно рад, горд и немного растерян. После я отбирался на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро, но чуть не догнал своего товарища по команде по очкам.


После Олимпиады в Лондоне начался бум на дзюдо


Самая тяжелая схватка?

Больше всего запомнилась, конечно же, борьба с японцем Хироаки Хираокой. А вообще я не люблю разделять на простые и сложные, потому что практически все схватки очень трудные по-своему. Считаю, что самая большая и недопустимая ошибка – недооценить своего соперника. Поэтому выход на татами - уже само по себе испытание, никогда не знаешь, чем все закончится. Был и такой случай: после поединка с бельгийцем Кеннетом Ван Гансбеком, он подошел ко мне и спросил, помню ли я его. Но как можно забыть, как во время спарринга в тренировочном лагере в Италии мы с ним случайно столкнулись головами, и в результате я лишился зуба. (Смеется.)

Расскажите о новой для вас роли тренера.

Я завершил свою спортивную карьеру и теперь постоянно нахожусь в разъездах по всей стране, тренирую юношескую сборную России по дзюдо. Конечно, передавать свой опыт другим — дело благородное, и я рад такой возможности не прощаться с боевым искусством. На тренировках я полностью участвую в процессе, выхожу на татами, объясняю философию единоборства, пытаюсь на своем примере мотивировать пятнадцати–восемнадцатилетних юношей. На плечи тренера ложится многое. Я и педагог, и психолог, и даже родитель. Сам факт, что ребенок попал в сборную страны, — уже ответственность, поэтому мы сохраняем дисциплину на высшем уровне.

Дзюдо в России развивается?

В Международной федерации дзюдо заявлено сто девяносто восемь национальных федераций. Россия — одна из лидирующих стран, а после золота в Лондоне и вовсе начался какой-то бум. У нас хорошая пропаганда, а по численности спортсменов-дзюдоистов сам вид спорта уступает только футболу. Этот достойный спорт дает много сил и знаний, с которыми легко идти дальше по жизни.

А вас кто вдохновлял?

Кумиры детства — земляк Евгений Невзоров, заслуженный мастер спорта СССР, и еще единственный трехкратный олимпийский чемпион, который к тому же боролся в моей категории Тадахиро Номура. Но и помимо них я выделял для себя очень много спортсменов, отличающихся красивой борьбой, на которых хотел равняться.

Как обстоят дела с местными спортсменами?

В Краснодаре мы стараемся открывать все больше залов. Здесь же тренирует ребят и мой личный тренер. Но нужно время, чтобы дети подросли и показали результат. У меня в сборной из Краснодара один юноша, который стал победителем в первенстве России, а недавно выиграл Кубок Европы. И еще две девушки, а также много воспитанников из края, потому что в Туапсе и Армавире, например, очень сильные школы дзюдо. Главное, чтобы ребята не сдавались и прошли этот сложный путь к профессиональному спорту.

Правда, что вы знакомы с Президентом?

Да, и не только из-за официального награждения. Мы не раз встречались на татами до и после Олимпиады, устраивали совместные спарринги. Сначала было очень волнительно, но в процессе чувствуешь, что с тобой настоящий дзюдоист, и относишься, как к обычному человеку. Мне кажется, ему тоже легко быть в нашем обществе, тренироваться, таким образом хотя бы ненадолго отвлекаться от политики.

А еще важно знать, что: Свою победу на Олимпиаде спортсмен посвятил пострадавшим от наводнения в Крымске. В 2012 году Президент России наградил Арсена орденом Дружбы, а уже в следующем году кубанский спортсмен вошел в пятерку лучших дзюдоистов мира. Регулярно принимает участие в товарищеских матчах по футболу, волейболу и баскетболу в составе сборной Федерации спортивных журналистов Кубани. Также Арсен входит в Попечительский совет фонда «Доступный спорт».

Комментарии (0)

Купить журнал: