Директор и художественный руководитель детского театра балета «Мимолетности» в этом году отпраздновала 25-летие театра, а в январе получила звание «Заслуженный деятель искусств Кубани».
Начиналось у вас наверняка как в фильмах: пару десятков воспитанников, маленькая студия и большие мечты?
В моей жизни все определилось еще до самого рождения, я пришла в этот мир, зная свое предназначение. И нет, тут не всегда так, как в синематографе. В нашей профессии не бывает такого:пришел, создал, и это отлично работает. Это трудоемкий процесс, в который включает в себя генетический код человека, его семью, отношения и окружающий мир. Первые мои воспоминания о под- готовке к профессии относятся к четырем годам: тогда балет по телевизору показывали ближе к полуночи, и я его смотрела.
Родители не препятствовали ночным посиделкам?
Это были не посиделки, а прыжки, повороты и падения в объятия дивана. А родителям даже в голову не приходило укладывать меня в постель. Потом было ежедневное перелистывание альбомов по живописи, шелест и запах книг об искусстве, пластинки с операми и балетом — все это формировало меня до семи лет. Театр начал рождаться, когда я дстигла совершеннолетия, в школе я не могла проявить себя как личность, а мой завуч предложила открыть студию. Вот так просто. (Смеется.) Через месяц в ней учились тридцать мальчиков и девочек. Они пришли по объявлению, которое было написано от руки и развешено на деревьях и заборах.
На основной странице сайта метафора. По-вашему, преподаватели «Мимолетностей» - садовники, а их воспитанники - цветы. Вы вырастили идеальный сад?
Я уже собираю урожай и вкушаю плоды, взращиваемые четверть века. Процесс воспитания в театре — это многолетний труд артистов, родителей и мастеров-педагогов. Но будущее растения зависит не только от того, как за ним ухаживают. Важны окружающая среда, природа, в которой оно развивается, воздух, которым оно дышит. Артист должен иметь свой особенный лик,поэтому для его развития и формирования в театре введены различные мастерские.
Совсем их не балуете?
Выходные для нас — святое время. Мы репетируем, смотрим фильмы, общаемся и пьем чай с плюшками. Кстати, недавно установили в фойе театра камин, разложили рядом подушки и пледы. Теперь есть где поваляться с книгой в перерыве между репетициями.
Прием воспитанников до семи лет у вас осуществляется на конкурсной основе. Не легче ли «выращивать» их с нуля?
В наших планах — воспитание артистов еще в утробе матери, но для этого нужны определенные условия. Представьте себе, какими будут рождаться дети. Главное, заложить платформу для развития, и если нашей стране нужно такое поколение детей, значит необходимо возвращать различные институты, изучающие и решающие проблемы общества. Вы можете подумать: «При чем тут институт человека и театр для детей?», но ответ прост — искусство является абсолютом. Артисты несут со сцены определенную энергию, которая является частью ноосферы, то есть грандиозной космической энергии. Цель искусства — попасть в принимающую человеческую душу, ибо ее энергия и есть космос.
Чему дети учат лично вас?
Они самые умные и полезные существа, самые благодарные и мое зеркало. Мозг и душа ре- бенка чисты, поэтому помогают аккумулировать добро и делиться им. А еще они возвращают тебя в детство, я каждый раз анализирую свои воспоминания.
А какой вы пример показываете?
Я помогаю разобраться в какой-либо жизненной ситуации, стать сильнее духом и преодолеть трудности. Бывает разное: разочарования и слезы, победы и ликования. Но я, в первую очередь, учу себя идти вперед, добиваться своего трудом и разумом, объясняю это мастерам театра и детям.
Выход театра на международный уровень — ваша заслуга?
Я не назвала бы это заслугой. Когда была студенткой, мне посчастливилось побывать на гастролях в Европе, это были девяностые, и вы сами можете себе вообразить, какое впечатление на меня произвела поездка. В 2010 году театр пригласили в город-побратим Карлсруэ, представляете, сцена в зоосаду на берегу озера, выход теней из балета «Баядерка» и начинается дождь. Педантичные немецкие зрители прячутся в дождевики, юные балерины продолжают танцевать, а их пуанты и пачки — раскисать. Так мы поймали момент и проехали немало стран. Артисты растут, развивают свой разум и душу в поездках. Разве это не здорово вспоминать, как ты поднимался на самый последний этаж Эйфелевой башни, мок под дождем в «Диснейленде», но упорно катался на всех каруселях, шел дорогами, которыми ходила Жанна Д’Арк?
У вас время на помечтать остается?
Да, конечно. Я счастливый человек. У меня есть любимая работа, маленький зоопарк в театре, воспитанники и их приятные родители, любимая собака и мириады желаний, которые материали- зуются. Главное, по-настоящему мечтать. А еще вся моя большая и любимая семья находится со мной в театре: сын Матвей, ему четырнадцать, он артист труппы театра, а в будущем собирается стать актером и режиссером. Моя мама Людмила Григорьевна преподает здесь историю балета, музыки и искусств, она моя путеводная звезда и источник добра. Сестра Оксана — концертмейстер по классическому танцу.
А еще важно знать, что В «Детском театре балета ‘‘Мимолетности’’» сейчас обучаются двести пятьдесят воспитанников, возрастом от трех лет. Наталия Лозовая была награждена памятным знаком «Маршал Г. К. Жуков — защитник России» за выдающийся вклад в воспитание современного поколения в духе преданности России, является лауреатом городской и краевой премии в области науки, культуры, спорта и производства. У Наталии есть благодарственные письма от всех мэров и губернаторов Краснодарского края.
Комментарии (0)