18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Александр Цекало: «Я не смог заполнить документы на звание заслуженного артиста»

Певец из кабаре-дуэта «Академия», а затем ведущий программы «Прожекторперисхилтон» сменил амплуа: основал продюсерскую компанию и стал идеологом сериалов-блокбастеров для Первого канала— за авантюрной драмой «Фарца» последовал психологический триллер «Метод».

Ваша биография напоминает американские горки: вы заочно учились в Ленинградском институте целлюлозно-бумажной промышленности и параллельно окончили Киевское цирковое училище, работали слесарем-наладчиком и осветителем в театре, были шоуменом и продюсером канала СТС. Но сегодня, похоже, сосредоточились на производстве сериалов?

Всю жизнь я руководствуюсь интуицией, поэтому не раз менял род занятий. А сейчас мудрость пришла, семья появилась — ведение развлекательной передачи или съемки ситкома сегодня меня абсолютно не прельщают. Дети и жена невероятно мотивируют, я делаю все, чтобы малыши, когда вырастут и посмотрят мои сериалы, обязательно сказали: «Пап, это ты снимал? Да ты крутой!» Хочу, чтобы индустрия и страна гордились мной — не затем, чтобы меня позвали в Кремль и наградили орденом. Я даже не смог заполнить документы на звание заслуженного артиста: в них надо перечислить свои достижения. Ну, веселые песни пел. Это достижение? Да, занимался этим самоотверженно, и это было прекрасное время, которое не вернуть. А писать бумаги, чтобы комитет из полуживых людей решал, давать мне звание или нет, — да ну его! Раньше за это хоть лишнюю комнату или путевку в санаторий можно было получить, а теперь зачем?

Судя по всему, развлекать людей вы больше не хотите.

Журналисты любят вешать ярлыки, чтобы было понятнее, и поэтому многим кажется, что теперь я не такой веселый, как раньше. Это не так, просто сегодня я тот человек, который собирает разных людей для разных проектов. Не только пишу диалоги вместе со сценаристами и веду умные беседы с режиссерами, но и в каждом городе, где мы снимаем, будь то Нижний Новгород, Одесса или Петербург, иду договариваться с полицией, получаю разрешения у муниципальных властей, торгуюсь за скидки на еду команде и выбиваю бесплатный тренажерный зал для актеров. Бывает, взамен приходится позировать для фото, чтобы его повесили в фитнес-клубе на доске у ресепшен. И это тоже часть работы. Меня сейчас волнует, как произвести сериал, которым заинтересуется американский канал и купит лицензию на его адаптацию. Не только же нам у них покупать. Например, Майкл Ломбардо, президент телеканала НВО, выпускающего мировые хиты «Игра престолов» и «Настоящий детектив», на одной из своих лекций сказал, что мы живем в золотой век драмы. Видимо, так оно и есть.

Значит, ваши нынешние проекты — криминальный триллер «Метод» с Константином Хабенским и Паулиной Андреевой, эротический триллер «Саранча» и детективный сериал «Клим» с Константином Лавроненко — по западному образцу такие серьезные, скорее, даже мрачные?

Не все английские или американские тренды могут быть переложены на наш менталитет, просто я выбираю те истории, которые интересны мне самому. Если бы я хотел попасть в конъюнктуру, то, как некоторые неофиты, мог бы ухватиться за патриотические темы и зарабатывать очки на этом или снял бы эпичную мелодраму про отношения трех поколений героев. Конечно, есть проверенные приемы, чтобы угодить зрителю и получить высокую цифру рейтинга, но мне нравится рисковать. Я говорю своим авторам, чтобы несли мне сценарии, которые никому другому не осмелились бы показать. Поэтому предлагаю каналам не совсем обычные проекты. Константин Эрнст тоже решил рискнуть, дал на них деньги, так получились сериалы для Первого канала «Обратная сторона Луны», «Мажор», «Фарца», «Метод». И риск оправдался.

Говоря словами героев последнего упомянутого вами сериала, у вас тоже есть свой метод?

Не хочется выступать в жанре «я такой особенный, а остальные — обычные». Как-то я участвовал в тренинге по развитию телевидения, в ходе которого методолог Петр Щедровицкий сказал: «Можно создавать новое телевидение, а можно — иное». Вот «иное» мне и хочется делать. Если передо мной сидят два кандидата — мастер, который может, и начинающий, который хочет, то я возьму второго. «Я хочу это сделать» — первый этап. «Я хочу сделать это лучше всех» — второй. А для этого всей команде, ударникам всех видов капиталистического труда, приходится пахать. Производство сериалов — это работа до кровавого пота.

Мы живем в нестабильное время. Подскажите, как опытный шоумен, рецепт хорошего настроения.

Важно научиться выветривать из головы тревогу, вызванную внешними обстоятельствами, иначе она передается окружающим, детям, близким людям. От тревоги случается рак, как и от обид и ощущения несправедливости. Я стараюсь смотреть меньше новостей, сосредотачиваюсь на семье и работе. Это не значит, что мне все безразлично. Просто стоит понимать, что есть вещи, которые ты изменить не можешь. Только занимаясь своим делом, ты сделаешь мир лучше, и неважно, что это за занятие: нужно правильно воспитывать детей, лучше снимать сериалы, качественно издавать журналы и чище подметать двор.

Александр родился в Киеве в семье инженеров. В начале 1990-х вместе с тогдашней женой Лолитой Милявской прославился в составе кабаре-дуэта «Академия». Вел передачи «Доброе утро, страна!», «Две звезды», «Большая разница». Сыграл главную роль в фильме «Ландыш серебристый» Тиграна Кеосаяна. Был исполнительным продюсером мюзикла «Норд-Ост», режиссером мюзикла «12 стульев». Совместно с Иваном Ургантом владеет рестораном «The Сад» в Москве.

 

Текст: Наталья Наговицына
Фото: Виктор Горбачев

Материал из номера:
Декабрь 2015
Люди:
Александр Цекало

Комментарии (0)

Купить журнал: