Герой СССР и России, почетный гражданин Петербурга, он целых шесть раз летал в космос и установил мировой рекорд по общему времени пребывания на орбите.
Многие мальчишки вашего поколения мечтали стать космонавтами.
Не могу сказать, что в детстве мечтал о космонавтике, но и случайностью мой выбор профессии не был. Я долго выбирал вуз. Тогда ведь все специальности, связанные с вооружениями, ракетами, обороной страны, были завуалированы. Не было написано: «Здесь учат строить ракеты». Для меня важным стал полет Георгия Михайловича Гречко. Я тогда заканчивал школу и, читая его биографию, с удивлением узнал, что он выпускник Военмеха. Потом, читая между строк справочники для поступающих, я понял: Военмех – это то, что мне нужно. К тому же, едва закончив школу, я решил пойти в аэроклуб. Желание летать и управлять сложной техникой вылилось в мое увлечение высшим пилотажем. Получается, что я двигался к будущей профессии сразу в двух направлениях: получал хорошее инженерное образование и совершенствовался как пилот.
Вы были прилежным студентом?
Да, когда я заканчивал институт, я был первым в рейтинге успеваемости. От этого рейтинга зависело распределение на дальнейшую работу.
Пилотирование не мешало учебе?
Нет, хотя времени на него много уходило. На тот момент на пятимиллионный Ленинград существовал всего один аэроклуб, причем это был старейший аэроклуб России. Созданный еще до революции, он носил статус императорского. Конкурс был порядка десяти человек на место. Я прошел его только на второй год, и то в качестве кандидата – меня взяли на испытательный срок. Думал, что смогу начать летать только через год-два. На самом деле, мне повезло. Я поднялся в небо в тот же год. На руку сыграло то, что слишком многие, попав в аэроклуб, не были готовы уделять ему достаточного внимания. Я же отдавался делу целиком. Кстати, сейчас полеты на самолетах стоят достаточно дорого, и когда я рассказываю своим западным коллегам, что в студенчестве занимался в аэроклубе, все считают, что я был очень богатым молодым человеком. А мы на самом деле платили лишь своим свободным временем, которое без остатка отдавали аэродрому: помогали приводить в порядок самолеты, организовывать полеты.
Сейчас летаете?
Летаю, но не так много, как хотелось бы. Времени не хватает. До недавнего времени я состоял в сборной России по высшему пилотажу. Выступал на чемпионатах мира, чемпионатах Европы. Был активным пилотом соревновательного уровня.
Что вы почувствовали, когда узнали, что вам предстоит полет в космос?
Космонавты – люди осторожные. В основной экипаж меня назначили месяцев за восемь до полета. Предстояло пройти около ста экзаменов. Непрохождение хотя бы одного из этапов означало отстранение. Полностью я стал уверен, что полечу в космос, лишь когда ракета оторвалась от стартового столба.
Вы провели восемьсот три дня в космосе. Тяжело было?
Полеты – штука тяжелая. Любой, кто летал, согласится, что это серьезный психологический и физиологический стресс. Конечно, это утомляет, от условий полета устаешь. Единственное, что позволяет преодолевать имеющиеся трудности, – любовь к своему делу. Но любовь и самоотдача отнюдь не обеспечивают отсутствие усталости.
Чем занимаются космонавты помимо полетов?
На Земле у нас тоже много дел. В повседневной жизни мы создаем либо совершенствуем ракетную технику, обсуждаем полеты. Был период, когда я работал в Центре управления полетами, и период, когда разрабатывал методики для космонавтов, принимал участие в их подготовке к полетам – нужно делиться своим опытом с молодыми, передавать им знания. Сейчас на меня свалилось чуть больше административной работы. Может, это и не самое интересное, чем можно заниматься в жизни, но для меня это новая сфера деятельности. Так что я подхожу к ней с большим энтузиазмом.
Возможна ли дружба между космонавтами, или конкуренция
мешает наладить искренние отношения?
Возможна, безусловно. Но, как и везде, здесь все зависит от людей. Мы знали, что собираемся заниматься делом серьезно. Поэтому, к счастью, никаких попыток подсадить друг друга у людей из моего ближайшего окружения не было.
Вы довольно давно уехали из Петербурга. Что связывает вас с родным городом?
Да, я работаю в Королеве, в ракетно-космической корпорации «Энергия». С Петербургом меня связывают школьные и институтские друзья, приятели по аэроклубу. Общаюсь с ними при любой возможности. Навещаю своих преподавателей из Военмеха. Многие из них трудятся до сих пор на тех же кафедрах, обучают новое поколение. И обязательно навещаю родителей. А недавно меня избрали почетным гражданином Петербурга. Это, конечно, очень приятно.
Среди ваших увлечений – подводное плавание, виндсерфинг, горные лыжи. Пассивное времяпрепровождение – не для вас?
У меня и на активные увлечения времени не хватает. А тратить свободные часы на нечто пассивное – это просто неинтересно. Дурной тон. Неактивный отдых – это поспать.
Комментарии (0)