«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось! Атакующие корабли, пылающие над Орионом. Лучи «Си», разрезающие мрак у ворот Тангейзера. Все эти мгновения затеряются во времени, как слезы в дожде... Пришло время умирать...»
Рой Бэтти. «Бегущий по лезвию бритвы» (“Blade Runner”)
Проект петербургской художницы Надежды Анфаловой «Космодвор», победивший на конкурсе молодых художников “Новые проекты для галереи Anna Nova”, состоит из нескольких крупноформатных ч/б фотографий и световых проекций, создающих иллюзию продолжения теней от фотографических объектов в пространстве галереи.
Всем знакомая, спаянная из металлических прутьев ракета-горка 1960-х - до недавнего времени - повсеместный атрибут детских площадок, каким-то фантастическим образом все-таки оказалась на Луне. Теперь этот остов прекрасной мечты последних советских поколений о космических приключениях одиноко стоит в инопланетной пустыне. Чудо совершилось, но нынче оно никого не интересует: забытый аттракцион ржавеет где-то на заднем дворе вселенной. Человечество уставшее от усилий и жертв, которые требовало «светлое будущее», уже в 1980-е годы стало терять интерес к покорению космоса. Но, что вызывает больше сочувствия? - идеи Николая Фёдорова о «воскрешении отцов», приведшие к созданию ракет, предназначенных, по мысли Циолковского, отправлять избыточное население Земли осваивать новые миры, или нынешний плоский социальный цинизм? Выигрывает ли по сравнению с научной фантастикой победивший ее жанр фэнтези? Заменяет ли былое детское желание «быть космонавтом» космический туризм и виртуальная реальность компьютерных игр? В нашу вроде бы «промежуточную» эпоху, когда искусство пробуксовывает, тупо вязнет в дизайне и, кажется, нет возможности для свободного и оригинального жеста, опасная и веселая граница неизведанного ни куда не девается и, как всегда - рядом, ждет нас за порогом. Тень от скелета детской ракеты - «с Луны», из фотографии, абсолютно реально тянется к нам в пространство галереи, давая зрителю нить, потянув за которую можно опять вспомнить очарование и власть «иллюзий» недавнего прошлого.
Одновременно, в галерее помещен и настоящая руина - ставшая раритетом в петербургском ландшафте ракета-горка с задранным в небо носом — идеальной чертой автомобилей и людей эпохи первых космических полетов. Первый раз я увидел такую ракету в Таврическом саду, в году,наверное, в 1964-ом: она производила сильное впечатление на детское сознание. Дизайн ее конструкции, ассоциирующийся с изящной «конструктивной» мебелью рубежа 1950/60 годов и «петроглифами» Ордена Нищенствующих Живописцев, был настолько удачен, что такие «ракеты» 30 лет оставались на своих местах даже потеряв обшивку: мало кто сейчас помнит, что на протяжении многих лет с них отваливался волнистый пластик - разноцветный и грубый, с хлопьями каких-то вкраплений - бытовая новость эпохи «болоньи», нейлоновых рубашек и пластмассовых наборов для песочницы. В культурной экологии старого Петербурга, которая за последние 10 лет подверглась большим разрушениям, чем за всё предыдущее столетие, детские площадки играли свою важную магическую роль. В конце 1990-х наступил закат «прекрасной эпохи» детских площадок, вытесняемых «евростандартными» конструкциями.
«Космодвор» Анфаловой призван потревожить потаенные душевные струны всех, кто провел детство на этих капищах, бывших зонами сказочной вольности.
Андрей Хлобыстин
Надежда Анфалова.«Космодвор», 14 апреля-7 мая
Галерея современного искусства «Анна Нова»
ул. Жуковского, 28
+7 812 275 97 62
www.annanova-gallery.ru
Комментарии (0)