Чтобы диалог «гость — ресторатор» даже отдаленно не напоминали бой «Хабиб — Макгрегор», мы составили для вас свод нехитрых правил безопасности. Казалось бы, 2019 год на дворе и Краснодар переживает ресторанный бум, — а по коммуникации у нас опять двойка.
Рестораторы научитесь бронировать
Еще пять лет назад невозможно было представить ту дисциплину, с какой мы теперь планируем походы в ресторан: без брони в достойный общепит не попасть. Но пока что бои, с которыми ты прорываешься к любимой котлетке, — без правил. Заведения, открытые с 18:00, на дневные звонки не отвечают. В одних местах не бронируют террасу, другие требуют за нее депозит. А этот тон, которым тебе советуют в следующий раз звонить за полгода, когда утром спросишь про стол на вечер! Физически слышно, как на том конце закатывают глаза — мол, что за простачок.
Гости научитесь бронировать
Хороший тон — предупреждать, если бронь стала не нужна (хотя модные заведения сами проверят ваши планы в день ужина у них, — ребята, нежно любим эти звонки субботним утром!). Намекнуть заранее, что вас придет втрое больше — здравый смысл, если втрое меньше — здоровый альтруизм. Хотя до последнего далеко: говорят, существуют люди, которые, собираясь поужинать вдвоем, лукавят, что их будет четверо, чтобы не сидеть за маленьким столом. Впрочем, есть и рестораторы, что не посадят пару за большой стол, а если свободных «двоек» при этом нет, разведут руками. Бог им всем, как говорится, судья.
Александр Порублев
коммерческий директор туристического агентства «Веро-Тур»
Когда появилась возможность «привязать» банковскую карту к мобильному телефону, выходя из дома, я вообще перестал заботиться о наличных в моих карманах. Практически всегда в кафе и ресторанах выбираю безналичную оплату. Во-первых, это удобно, во-вторых, копятся различные баллы и бонусы от банков. Было бы здорово, если бы и чаевые везде можно было оплачивать картой, но пока их в Краснодаре не так много, к сожалению.
Не злоупотребляйте фудфото
Давайте говорить как петербуржцы: блогеры за обедом не раздражают, а бесят. Если вы — все же та девочка из анекдота, которая съела, забыв выложить, салат и умерла, хотя бы не носитесь с тарелкой по ресторану в поисках лучшего освещения, не используйте вспышку в барах, не докучайте официантам просьбами каждые 5 минут переснять групповые фото. Класть телефоны на стол, где едят, вообще бесконечно дурной тон; если для вас это не аргумент, то почитайте исследования — из-за того, что другие, уткнувшись в экраны, дольше заказывают, едят и расплачиваются, вас тоже обслужат медленнее.
Проговаривайте очередность подачи
Авторская кухня перепутала страницы глав поваренных книг. Вместо супов, горячего и гарнира блюда теперь собирают в разделы по продуктам или как-то еще: «Мясо», «Рыба», «Ни рыба ни мясо», «Ни то ни сё» — кто во что горазд. Даже на десерты полагаться нельзя — а вдруг это крабовая панакота? Поэтому то, чем вы хотите начать и закончить трапезу, во всем ресторане известно только вам. «По готовности, пожалуйста» тоже не всегда работает: сервис может замкнуть между его представлением о том, что к какому курсу относится, необходимостью вынести тарелки сразу всем едокам и выдачей с кухни.
Радуйтесь чаевым по карточкам
Онлайн-банкинг — гордость отечества: из наличных у нас в кошельке только завалявшиеся евроценты. Снимаем шляпу и перед нашими рестораторами, у которых можно платить чаевые банковской картой со счетом: москвичу чаще всего приходится перечислять их официанту напрямую. Наше удобство ложится на общепит налогами, поэтому не стоит негодовать, если для чаевых все-таки где-то потребуется кэш: в конце концов, в сердце Тосканы не то что вознаграждение оставить — попробуйте оплатить картой хоть что-то дешевле 30 евро.
Андрей Матвиюк
исполнительный директор сети ресторанов «ПРОСУШИ», сооснователь кулинарной школы Робера Брюнеля CHEF.ART
Чаевые — самая объективная оценка как сервиса, так и самого заведения в целом, поэтому «принудительные чаевые» или сервисный сбор, который включается в счет, считаю неправильным где бы то ни было. Кстати, я недавно вернулся из Японии, где чаевые вообще считаются моветоном и, соответственно, не принимаются.Если обратиться к теме «пробкового сбора», то в этом есть смысл, если игра будет честной: справедливая цена напитка в меню, знакомая гостю по рознице или из других источников, плюс фиксированная сумма пробкового сбора на любую бутылку, от столового до Гран Крю. Считаю, это будет способствовать хорошему обороту хорошего вина и, соответственно, росту культуры потребления в нашей стране. Как учили нас французы в свое время: себестоимость процессов продажи одной бутылки не зависит от ее входящей стоимости! Ну а нести напитки с собой в ресторан – это неправильно. Исключение можно сделать только в случае, если это подаренный дорогой напиток для праздничных случаев, и, конечно, по договоренности с администрацией.
Не поощряйте винный снобизм
«Колготки» — органическое вино Хулиана Руиса с женскими ножками на этикетке — для всех прекрасны, как смех красавицы, любующейся собой в новеньких чулках, но вам в его амбре слышатся несвежие носки. Вы в этом не признаетесь: в общепите победившей биодинамики сомелье заносчиво смотрят на тех, кто не молится на оранжи. А если еще и спросить цену на рекомендуемое вино, то быть вам облитым презрением помощнее пино нуара Павла Швеца. Скажите «нет» натуральному безобразию: просите на пробу, не берите бутылками, сразу обозначьте бюджет и надейтесь, что ваши гран крю еще вернутся в моду.
Подпишитесь в соцсетях на свой любимый ресторан
Особенно если он — маленький, но гордый бизнес: наверняка его страницу ведет не smm-фабрика на аутсорсе, а хозяева. Подружитесь с ними — вам не раз придется в директе просить задержать на полчаса завтрак или приберечь любимый кекс. Когда вы отмечаете кафе или бар, лучшие из них не просто цинично перешарят сторис, а сперва залайкают фото из вашего профиля — сэнсэи сетевого гастромаркетинга уверены, что такая прелюдия обязательна. Справедливости ради, бывает и так, что, спросив в аккаунте ресторана цены на корюшку в ее сезон, ответ получишь под новогодней елкой с оливье.
Мария Каримова
сомелье Cafe Krasnodar
Оцениваем ли мы гостей? Конечно, да! Но прежде всего это касается компетенции гостя в плане понимания мира вина. Кто-то может назвать регион, сорт, производителя, а зачастую гости просто своими словами описывают, что бы им хотелось попробовать, тогда нам приходится переводить с русского на профессиональный язык. Что касается вопроса про «пробковый сбор», мнения на этот счет у гостя и сомелье, как правило, расходятся. Дело в том, что нам интереснее продавать позиции из своего обширного ассортимента, там более что цены у нас лояльные.
Будьте лучше!
В 2010 году никто из нас бы не поверил, что мы будем боготворить капустный лист, коллекционировать автографы поваров, а рестораторы — сортировать мусор во имя спасения планеты. Вообразить, каким будет общепит в 2030-м, тоже нереально: уже завтра, похоже, бутерброды распечатают на 3D-принтерах, а коктейль смешают в соответствии с твоими ЧСС и АД. Ясно только, что рестораны начнут меняться еще быстрее и от нас потребуется быть открытыми вообще ко всему — даже если Блинов заставит снимать на входе не только куртку, но и ваши любимые vr-очки. Точнее — не если, а когда.
Текст: Анастасия Павленкова, Татьяна Сочилина. Фото: архивы пресс-служб
Комментарии (0)