18+
  • Светская хроника
  • Репортажи
Репортажи

Поделиться:

Пугачева, Познер и Земфира на моноспектакле Михаила Барышникова «Письмо к человеку» в Риге

Сергей Безруков, Лайма Вайкуле, Михаил Барышников, Алла Пугачева, Максим Галкин

Сергей Безруков, Лайма Вайкуле, Михаил Барышников, Алла Пугачева, Максим Галкин 

Михаил Барышников

Михаил Барышников

67-летний Барышников — самый известный в мире из ныне живущих уроженцев Латвии, каждый приезд которого на родину до сих пор становится событием. Отсюда присутствие на спектакле и на последующем приеме в фойе театра президента страны Раймондса Вейониса и мэра Риги Нила Ушакова. Одновременно Барышников  — наиболее известный современный русский эмигрант. Эмигрант, так ни разу и не согласившийся приехать в Россию с момента своего громкого бегства из-за железного занавеса на Запад в 1974 году. Только год спустя после этого события началась звездная карьера его почти ровесницы Аллы Пугачевой, и только два года спустя родился ее супруг Максим Галкин. Неудивительно, что оба они явились увидеть того, кто вполне вероятно даже не знает об их существовании. В разные дни в зале рижской оперы появились и Владимир Познер, Рената Литвинова и Земфира, Сергей Безруков, Лайма Вайкуле, Леонид Ярмольник, Игорь и Вадим Верники, Эммануил Виторган, Лион Измайлов и даже вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович.

Алла Пугачева. Алла Пугачева, Максим Галкин
Алла Пугачева, Алла Пугачева, Максим Галкин
Сергей Безруков. Сергей Безруков
Сергей Безруков, Сергей Безруков
Андрей Ургант. Андрей Ургант
Андрей Ургант, Андрей Ургант
Елена Летучая, Юрий Анашенков

Елена Летучая, Юрий Анашенков 

Леонид Ярмольник

Леонид Ярмольник 

Екатерина Рождественская

Екатерина Рождественская

Надо понимать, что далеко не все из московских гостей прилетели специально «на Барышникова»  — у очень и очень многих из них имеются недвижимость и вид на жительство в Латвии, которая уже несколько лет как превратилась в потенциальный запасной аэродром.
Помимо всего прочего, Барышников  — самый известный в мире из ныне живущих балетных звезд и практически единственный из них, кто сумел реализоваться в драматическом театре после завершения танцевальной карьеры. Наконец, Барышников — русский художник Александр Петровский, возлюбленный Кэрри Брэдшоу из последнего сезона сериала «Секс в большом городе». Соответственно, «прикоснуться к великому» в театр отправились и бывшие коллеги танцовщика, и поклонницы Сары Джессики Паркер&Co.

Превращению гастролей Барышникова в съезд селебрити способствовала и фигура человека, их организовавшего: Андрейса Жагарса в Латвии знают все и сам он знает всех — экс-директор Латвийской национальной оперы, вырастивший в этом театре нескольких оперных звезд мирового масштаба, оставил этот пост три года назад и создал собственный Фонд поддержки и развития культуры. В Москве Жагарс известен как профессор ГИТИСа, который вел проект «Большой балет» на телеканале «Культура», а в Петербурге режиссер Жагарс поставил оперу «Бал-маскарад» в Михайловском театре и ведет переговоры о сотрудничестве с Мюзик-холлом.

Михаил Барышников

Михаил Барышников

Андрейс Жагарс

Андрейс Жагарс

Михаил Задорнов

Михаил Задорнов

Лайма Вайкуле. Михаил Барышников, Лайма Вайкуле
Лайма Вайкуле, Михаил Барышников, Лайма Вайкуле
Ивета Страутиня, Нил Ушаков (мэр Риги)

Ивета Страутиня, Нил Ушаков (мэр Риги)

Сати Казанова. Михаил Барышников,Сати Казанова
Сати Казанова, Михаил Барышников,Сати Казанова

Однако объединение в одном пространстве столь разной публики явно не пошло на пользу делу,  — восприятию внешне яркой и фотогеничной, но в реальности совсем не развлекательной постановки Боба Уилсона. Уже к середине «Письма к человеку», которое длится всего один час и пятнадцать минут, начали закрываться двери в ложах за теми, кто покидал зал. Неудивительно, что многие из собравшихся в зале оказались далеки как «да» и «нет» от происходившего на сцене — «целевой аудиторией» спектакля все-таки являются люди с развитым театральным вкусом и насмотренным глазом, а никак не участники и завсегдатаи попсовых и юмористических фестивалей в Юрмале. Рампы свет безнадежно разлучил многих с Барышниковым и Уилсоном с первых же мгновений, когда яркий луч выхватил человека в черном фраке с выбеленным лицом, который принялся на разные лады повторять одну и ту же фразу: «Я знаю, что такое война. Я воевал с матерью моей жены». Фрагменты дневника Вацлава Нижинского, написанного тридцатилетним тогда уже экс-танцовщиком и хореографом ровно в середине жизни, в 1919 году, звучат почти полностью в виде фонограммы: на русском языке их произносит Михаил Барышников, на английском — сам режиссер Роберт Уилсон и актриса Люсинда Чайлдс. В рижском зале, где вряд ли был хоть один человек, не понимающий русского языка, необходимость такого дублирования могла показаться излишней, но «Письмо к человеку» было показано год назад в Милане, а затем отправилось в гастрольный тур по Европе, в котором Латвия оказалась лишь одним из пунктов маршрута.

Михаил Барышников, Леонид Ярмольник

Михаил Барышников, Леонид Ярмольник 

Михаил Барышников

Михаил Барышников

Эммануил Виторган

Эммануил Виторган

Раймондс Вейонис (президент Латвии)

Раймондс Вейонис (президент Латвии)

Гидон Кремер

Гидон Кремер

Игорь Верник. Игорь Верник, Вадим Верник
Игорь Верник, Игорь Верник, Вадим Верник

Нижинский писал свой дневник, когда его разум уже находился в пограничном состоянии — следующие тридцать лет жизни он провел в психиатрической клинике. Темой этих лишенных связи, логики и какого-либо сюжета умозаключений, адаптированных для постановки на сцене драматургом Дерилом Пинкни, стали терзавшие Вацлава религиозные, философские и семейные переживания: женитьба на венгерской танцовщице Ромоле повлекла за собой разрыв творческих и личных отношений с Сергеем Дягилевым, потеря продюсера и кукловода привела к краху его карьеры, увлечение толстовством посеяло в душе идею греховности актерской профессии, а все вместе обернулось сумасшествием. В очень откровенном тексте Нижинский признается, сколько именно раз в день он мог заниматься сексом с парижскими проститутками и чему конкретно научил его развратный Дягилев, картонный портрет которого кокетливо проплывает в это время на заднем плане. Сергею Павловичу и было адресовано это отрывочное и сумбурное «Письмо к человеку», которому оно никогда не было отправлено.

Жанр моноспектакля в случае с Уилсоном совершенно не означает камерности или простоты — пространство сцены населено то темными силуэтами людей, то ярким абрисом утки в два человеческих роста на поводке у куклы-крохи, то гигантскими белыми розами, падающими с колосников, то занавесом кабаре и фигурами лебедей. Для реализации постановки в Риге понадобилось дополнительное световое оборудование, которого не оказалось даже в Латвийской национальной опере, прошедшей недавно через серьезную реконструкцию. Команда технических специалистов, сопровождающих «Письмо к человеку» на гастролях, составляет полтора десятка человек.

Михаил Барышников

Михаил Барышников

Михаил Барышников

Михаил Барышников

Михаил Барышников

Михаил Барышников

Михаил Барышников

Михаил Барышников

Михаил Барышников, который весь спектакль присутствует на сцене, утверждал, что импровизирует на каждом его показе. Относится это, разумеется, не к тем моментам, когда он сидит вниз головой на перевернутом стуле — кстати, манипуляции с этим предметом мебели относятся к фирменным уилсоновским приемам. Речь шла о том полутанце-полупантомиме, которым один великий в прошлом танцовщик передает внутреннее состояние другого гения танца. Ни одного движения из постановок Вацлава Фомича в нем нет, а в качестве саундтрека используется отнюдь не музыка Чайковского или Стравинского, в балетах которых танцевали оба артиста, а джазовые ритмы, относящиеся ко времени, когда Нижинский проводил дни, годы и десятилетия в сумасшедшем доме.
Знание фактов биографии Нижинского, также как и текстов дневника, безусловно помогло бы погружению в глубины его подсознания зрителям, которым ни режиссер, ни исполнитель единственной и главной роли явно не намерены были делать снисхождения. Михаил Барышников очевидно движется в строго определенном направлении, занимается лишь тем, что интересно ему самому и делает это в узнаваемой манере, даже если постановщик его спектаклей меняется. Любовь к схожим парадоксальным и неожиданным театральным приемам явно читалась в пронзительной и очень смешной постановке режиссера Дмитрия Крымова «В Париже» по рассказу Бунина, показанной пять лет назад в Хельсинки. И совершенно логично, что «Письму к человеку» предшествовала первая совместная работа Барышникова и Уилсона — абсурдистская «Старуха» 2013 года по произведению Хармса в жанре физического театра.

Михаил Барышников

Михаил Барышников

Михаил Барышников

Михаил Барышников

Михаил Барышников, Лайма Вайкуле

Михаил Барышников, Лайма Вайкуле

Барышников очень давно мечтал сделать сценическую версию дневника Нижинского, которого ему в свое время предлагали сыграть в кино сразу несколько крупных режиссеров, включая Ингмара Бергмана. Трагическая и такая театральная по своей сути биография Божьего клоуна всегда привлекала внимание множества хореографов, режиссеров и артистов. Михаил Барышников сделал то, что хотел. И Роберт Уилсон поставил отличный спектакль. Да и публике, в общем-то, не на что жаловаться — в крайнем случае всегда можно будет вспомнить про поход в театр вместе с Ларисой Долиной и Раймондом Паулсом.

 

Текст: Виталий Котов

Люди:

Комментарии (0)

Купить журнал: