18+
  • Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

Максим Черницов: «Церковный строй мудр и совершенен»

РПЦ убедительно вышла из подполья и стала государством в государстве с политической программой по любым вопросам. Такой поворот событий разделил общество на несколько лагерей. Одни забыли о том, что смысл церкви в истине и ценностях, которые она исповедует. Другие запамятовали, что Нагорную проповедь и слова «Не судите, да не судимы будете» еще никто не отменял. Что такое РПЦ сегодня, куда она идет и как ведет народ свой ко Христу — вот вопросы, которые хотелось бы не обсуждать, но и не обсудить тоже нельзя.

 

Максим Черницов

Церковный строй мудр и совершенен

Обращение к православной вере бывшего любимца глянцевых журналов и дизайнера собственного успешного бренда для многих стало неожиданностью. При взгляде со стороны многое в церкви его раздражало, но теперь Черницов видит: реформировать в ней нечего.

 

Как и когда вы стали православным?

Когда в семье не говорят о вере, прийти в церковь особенно трудно. Хотя бы потому, что не знаешь ровным счетом ничего. Даже как креститься: слева направо или справа налево. Православие, немодное, непонятное, требовательное, отпугивало и меня. Куда приятнее и удобнее употреблять в пищу плоды экзотических восточных религий, эзотерических учений. Я, как и многие, искал себя в нью-эйджевом коктейле. Однако в нужный момент — по Божьей воле, не иначе — возвращался к православию. Крестился в сознательном возрасте, в двадцать один год, в Москве. Никто не предлагал и не уговаривал. Сам. Но в церковь пришел совсем недавно. Сейчас учусь, наблюдаю, думаю, молюсь. Совсем другая жизнь открывается, сосредоточенная, неравнодушная.

Какую роль играет церковь в жизни современного человека? Для чего она нужна обществу?

Обществу церковь не нужна. Она не институт и не трибуна, не жилетка и не костыль, не ООО и не магазин. Церковь нужна человеку. Обращаться к Богу, молиться каждый может и в одиночестве, но таинства, подаренные нам Господом, совершаются только в церкви. Церковь — не просто дом, в который приходят поставить свечку. Церковь — это миллионы, возможно, даже миллиарды живых и мертвых, соединенных в вере. Для православных церковь — не только Библия, но и Священное Предание — опыт предков, узнавших Бога, подвиги святых и мудрое слово, оставленное нам.

Европа давно пересмотрела взгляд на многие богословские вопросы, а в православии догматы вероучения остаются прежними. Что делать с этим?

Объясню на личном примере. Когда я смотрел на церковь со стороны, многое раздражало, казалось устаревшим, формальным. Сам раньше писал о необходимости реформации. Но чем глубже изучаю жизнь церкви, тем больше убеждаюсь: реформировать нечего. Церковный строй мудр и совершенен, поскольку, устраиваясь руками человеческими, создан был не нами. Разумеется, когда современный священник, окропляя святой водой автомобиль, именует его «колесницей», это вызывает улыбку. Но это такие мелочи, что и говорить не стоит. Мне кажется, под видом модернизации определенные силы хотят вынуть саму суть веры, сохраненную в Русской православной церкви. То, что вы называете «устаревшими догмами», — обличение греха. И спустя две тысячи лет ничего не изменилось. Человек открыл электричество, побывал в космосе, изучил ДНК, а грех каким был, таким и остался. Сегодня под маской гуманизма и толерантности пытаются узаконить грех.

«Обществу церковь не нужна. Церковь нужна человеку»

 

Мало кому сегодня придет в голову отрицать духовную глубину христианства, человечность заповедей и красоту учения Христа. Но церковный кодекс веры не отвечает на очень многие вопросы, которыми задается современный человек.

Чтобы понять, что такое православие, недостаточно похихикать над шаржами в ЖЖ и почитать юмористические статьи публицистов. Вхождение в церковь — тяжелый труд. А когда открывается благодать — не знаю, как объяснить это тем, кто ее не испытывал, — уже ни за что не поменяешь веру на комфорт. Недавно в споре мне говорили об объединении религий и ценностях современной цивилизации, и я вспомнил фильм «Аватар», финальную запись в видеодневнике героя о племени синекожих: «Они не отступят и не пойдут на сделки. За что? За дешевое пиво, за джинсы? Нам нечего им предложить». Современный человек отказывается признавать свою греховность, оправдывает себя, предпочитает удобную жизнь. Но тот, кто узнал о Царстве Божием, не променяет его на новый айфон. Потребитель выбирает религию, как овощи на рынке, ищет товар по соотношению цены и качества. Сейчас наблюдается религиозный плюрализм: можно отдать преимущество тем, кто обещает и освобождение, и спасение души быстро, дешево и легко. Но это не христианство. И еще хочу добавить: не церковь нуждается в верующих и их «сегодняшних запросах», а люди, ищущие Бога, приходят в церковь, потому что где-то очень глубоко каждый знает место обитания Бога истинного.

Повлияет ли православие на ваши проекты?

Надеюсь, моя вера все же не «проект», а православие — не маркетинговое преимущество в бизнесе. Соединить то, чем я занимаюсь, — дизайн, моду — с верой невозможно. Ищу новые основания в работе над дизайном одежды и пока не уверен, что из этой затеи что-то выйдет. Молюсь, читаю, делюсь размышлениями, помогаю, когда могу, тем, кто просит.

 

Факт

Максим Черницов, дизайнер бренда Max Chernitsov, кандидат филологических наук, защитил диссертацию о литературных опытах художников русского авангарда начала XX века. Находит вдохновение в разных темах и сюжетах, от фильмов Феллини до полетов в космос, от граффити до зимней рыбалки. Так, коллекция «Бесы» была придумана под впечатлением от образов русских революционеров второй половины XIX — начала XX века, а коллекция «Душа» стала результатом духовного поиска и влияния буддизма. С недавних пор живет в Петербурге.

 

 

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Текст: Ольга Погодина-Кузмина
Фото: Полина Твердая

Материал из номера:
Апрель
Люди:
Максим Черницов

Комментарии (0)

Купить журнал: