Слава украинского режиссера началась десять лет назад в Петербурге – со спектакля «Тарас Бульба». Cегодня Жолдак востребован всей Европой благодаря своим постановкам классики, в том числе русской. На юбилейном фестивале «Балтийский дом» он покажет премьеру «Москва – Петушки» по книге Венедикта Ерофеева. Мои спектакли не эпатажные. Это осколки снов – понятных, запутанных, сюжетных, шоки-рующих. Иногда человеческих, иногда звериных. Мне часто снятся звери в лесу, особенно олени, поэтому в моих спекта-клях много чучел. Я стараюсь пересказать сны языком театра – с помощью артистов, звуков, тишины, света, движения и тек-стов. Иногда сны приходят ная- ву, даже когда мы, «нормальные люди», читаем, смотрим в окно, едим, быстро бежим, целуемся и дышим, плаваем и молчим. Эти сны пролетают сквозь и становятся частью нас, хотим мы того или нет. И есть люди, которые их запоминают, кото- рые в момент встречи с ними начинают волноваться и вибри- ровать, а затем ретранслируют эти мельчайшие вспышки. Подсознательные пружины, присутствующие в зрителе, состоят из страха, напряжениянаслаждения и конфликта с этим непонятным искусством. В момент встречи с ним мы становимся частью сложнейшего блистательного мира, и этот блеск освещает темноту нашего подсознания. Как будто в черном небе внезапно возникают серебряные и зеленые вспышки-выстрелы, вспышкисалюты, которые освещают на мгновение тьму, или мы стоим у края пропасти, сжав в руке факел, а затем бросаем его вниз и видим, как быстро в черной бездне исчезает свет. Но от этих вспышек в ночи у зрителя остается внутренняя память. Театр – это пространство, куда «нормальный человек» проваливается и где пропадает. Свойство театра – сильные поля, я называю их втягивающими, которые состоят из многоуровневых и многовариантных значений. При встрече с ними наступает момент удивления, иногда испуга. Чем более развито общество, тем больше у «недочеловека» (а мы все – только на пути к человеку) открываются руки-щупальца, глаза и уши и тем больше возникает новых чувств у этого «человека падающего». И настает момент, когда он превраща- ется в «человека поднимающегося», «человека растущего», «человека ви-дящего». Некоторые после всего это-го хотят опять провалиться, а у тех, чьи ум и душевные движения развиты слабо, возникает желание убежать от такого театра. Такие короткие мысли у меня, украинского режиссера, воз- никли в этом ирреальном зеркально-искаженном городе – Петербурге. Мы репетируем в гигантском пустом месте, в тишине театрафестиваля «Балтийский дом», тексты безумного Венедикта Ерофеева с прекрасными русскими актерами и гениальным гипнотизером, литовским великаном Владасом Багдо- насом. «Москва – Петушки». Театр фестиваль «Балтийский дом», 7 октября
АНДРЕЙ ЖОЛДАК
Автор:
Материал из номера:
Комментарии (0)