18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Наталья Карасева о стажировке в галерее Calvert22

Наталья Карасева, без пяти минут дипломированный куратор, уехала на стажировку в лондонскую галерею Сalvert22, которая занимается поддержкой российского актуального искусства. А по возвращении рассказала, как хроника петербургских рейвов придает колорит экспозиции, и о грядущих выставках фонда.

   
 
Наталья Карасева
Тратить обеденные перерывы на индийские супы было преступлением — за час я успевала посетить пару-тройку галерей в Восточном Лондоне.
   

 

 

В Санкт-Петербурге и Москве постепенно появляются кураторские школы и целые факультеты в университетах, где учат, как и зачем показывать современное искусство. Но сколько ни читай Гройса и Мизиано, настоящую школу в организации выставок можно пройти только на поле боя — то есть в художественной галерее. Для полноты опыта лучше отправляться сразу туда, где количество выставочных пространств исчисляется сотнями, а галерейное дело уже имеет свою историю. Так сделала и я, получив грант от своего университета, — отправилась в Лондон на практику в галерею Calvert22.

Галерея выделяется из всех пространств витальной лондонской арт-сцены: во-первых, это единственное место в британской столице, где занимаются продвижением современного российского искусства. Во-вторых, это некоммерческая галерея, то есть единственная цель выставок в ней, — представить западному зрителю работы культовых фигур и молодых имен с постсоветского пространства, а не продать их.

Когда я узнала сроки стажировки, моему восторгу не было предела, — в начале апреля в галерее открылась выставка «Club of friends», посвященная Новым Художникам и Новой Академии изящных искусств. Оба художественных объединения сначала в середине 1980-х, а потом — в начале 1990-х собрал вокруг себя в Петербурге художник Тимур Новиков. В первый день на рабочем месте мое искусствоведческое сознание моментально пришло в состояние катарсиса. На двух этажах галереи, на расстоянии вытянутой руки висели античные фотоколлажи Ольги Тобрелутс, дикая живопись Олега Котельникова, сложносочиненные костюмы «строгого юноши» Константина Гончарова и, конечно же, культовые «тряпочки» Тимура Новикова. Некоторые из его полотен появились накануне в видеоколлажах Маскима Свищева на премии Курёхина, а истоки российского видео-искусства были представлены здесь, в Лондоне. На олдскульных больших мониторах крутили эпатажные ролики Пиратского Телевидения с многоликим Владом Мамышевым-Монро в главной роли, и кислотные клипы на музыку «Новых композиторов» и Сергея Курехина. В витринах куратор Екатерина Андреева  разместила архивные материалы — приглашения и афиши с первой британской выставки Новых Художников и оркестра «Поп-механика» в Ливерпуле в 1989 году. Надо сказать, их групповая выставка в Calvert22 — вторая по счету в Великобритании.

 

Галерея Calvert22
Галерея Calvert22
Выставка «Club of friends» в галерее Calvert22, произведения Тимура Новикова
Выставка «Club of friends» в галерее Calvert22, произведения Тимура Новикова
Видеоарт на выставке «Club of friends» в галерее Calvert22
Видеоарт на выставке «Club of friends» в галерее Calvert22
Читальная зона с книгами, каталогами и публикациями в галерее Calvert22
Читальная зона с книгами, каталогами и публикациями в галерее Calvert22
Восточный Лондон, в окрестностях галереи
Восточный Лондон, в окрестностях галереи
Выставка «Club of friends» в галерее Calvert22, костюмы Константина Гончарова, работа Ирены Куксенайте и портрет Влада Мамышева-Монро
Выставка «Club of friends» в галерее Calvert22, костюмы Константина Гончарова, работа Ирены Куксенайте и портрет Влада Мамышева-Монро
Вход в галерею Calvert22
Вход в галерею Calvert22
 

Кроме ежеминутного восхищения всем происходящим вокруг, у меня были и практические задания. Я занялась поиском книг для читальной зоны, где посетители галереи могут полистать каталоги и публикации, чтобы лучше понять контекст текущей выставки. Также мне, как петербурженке, поручили провести пару туров по экспозиции для студентов — истории о клубе на Фонтанке, 145 и первых рейвах добавили колорита в хронологию петербургского искусства.

Во время работы текущей выставки в офисе уже кипит работа над двумя следующими, которые откроются этим летом. Весь процесс можно разделить на две составляющие: исследовательскую и организационную. Мне довелось принять участие в обеих, как если бы я была и приглашенным куратором, и сотрудницей галереи. Куратор не только пишет заявку с идеей выставки, но и проводит исследование по каждому из художников-участников. Поэтому я собрала подробное досье на каждого из молодых российских фотографов, которых покажут на проекте Close and Far в июне. Для этой выставки британский куратор Кейт Буш решила сопоставить документальные снимки ландшафтов Российской империи, сделанные пионером цветной фотографии Сергеем Прокудиным-Горским в конце XIX века, и современных фотографов-пейзажистов.

На организационных собраниях кураторского отдела я, наконец, поняла, какое расстояние отделяет кураторский замысел от торжественного открытия выставки. Команда галереи по часам расписывает два месяца на подготовку нового проекта, продумывая все детали: от верстки каталога и рассылки приглашений до развески работ и организации параллельной программы мероприятий.

Одним из самых интересных событий в параллельной программе к выставке «Клуб друзей» станет музыкальный перформанс в находящейся неподалеку от галереи церкви в Шордиче. Специально для него воссоздадут «утюгон»  — экспериментальный музыкальный инструмент, придуманный Новиковым, звуки из которого добывают ударами бытовых предметов по подвешенным чугунным утюгам. Зрелище обещает быть эффектным еще и потому, что главная исполнительница будет одета в платье по эскизам Константина Гончарова.

Считаю, что было бы преступлением тратить свои обеденные перерывы на сэндвичи и индийские супы где-нибудь неподалеку на Брик Лейн, поэтому, вооружившись ежемесячным галерейным гидом, я успевала за час посетить пару-тройку из десятков независимых галерей в восточном Лондоне. А после подпитки первоклассными инсталляциями и видами цветущих улиц Лондона, я возвращалась к бюджетам, собраниям и встречам — всему, что, по мнению лондонцев, необходимо для безупречно организованной выставки.

 

Люди:
Наталья Карасева

Купить журнал: